Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт счел издевкой решение Польши оштрафовать «Газпром» из-за СП-2

Эксперт счел издевкой решение Польши оштрафовать «Газпром» из-за СП-2

Управление по охране конкуренции и потребителей (UOKiK) Польши оштрафовало «Газпром» на 7,6 миллиарда долларов. Глава регулятора Томаш Хрустный объяснил, что компания вместе с европейскими партнерами создала совместное предприятие для завершения постройки газопровода «Северный поток — 2», но не согласовала этот шаг с Варшавой.

«Запуск "Северного потока — 2" поставит под угрозу непрерывность поставок природного газа в Польшу. Также можно предсказать повышение цен на этот продукт, причем указанное повышение сильно отразится на польских потребителях», – цитирует Хрустного агентство Reuters.

«Газпром» намерен обжаловать решение польского регулятора, поскольку оно «нарушает принципы законности, соразмерности и справедливого разбирательства». В компании подчеркнули, что размер санкции говорит о желании любыми способами помешать завершению строительства трубопровода.

В дополнение к штрафу UOKiK потребовал от пяти европейских компаний прекратить работу с «Газпромом» и расторгнуть все договоры.

В беседе с «Политикой Сегодня» заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач указал на провокационный характер действий UOKiK в отношении Москвы.

«Я вижу этот штраф, как политически-юридический троллинг в адрес России. Однако он затрагивает не только Москву, но и все взаимодействие России и Европейского Союза в целом. В то же время, это ожидаемо. Поляки давно занимаются подобным. Но всегда удивляют размеры штрафов, потому что они сильно разнятся. Видимо, против европейских компаний у поляков рука не поднялась вводить слишком серьезные штрафы», — подчеркнул эксперт.

В августе 2020 года польский регулятор уже штрафовал «Газпром» на 57 миллионов долларов. Тогда причиной послужил отказ компании сотрудничать в расследовании UOKiK по строительству «Северного потока — 2». В Польше обратили внимание, что объединение нескольких независимых предприятий для финансирования СП-2 не должно было происходить без одобрения регулятора.

Вместе с российской компанией под санкции попали нидерландские Shell, Uniper, Wintershall и OMV, а также швейцарская Engie Energy. Гривач полагает, что в сложившейся ситуации «Газпрому» остается только обжаловать штраф.

«Штраф будет обжалован в соответствии с законодательством. Скорее всего, сначала дело будет рассматриваться в Польше. Очевидно, что поляки не имеют прямого отношения к строительству и не имеют юрисдикции над "Северным потоком — 2". Их попытки повлиять на строительство газопровода делаются со злоупотреблением правом. Такие штрафы возможны, но только если происходят в ответ на нарушения, происходящие в области влияния регулятора. В случае с Польшей такого нет», — подытожил специалист.

В мае 2018 года UOKiK инициировал расследование в отношении «Газпрома» и партнеров компании. Регулятор предъявил обвинения в нарушении антимонопольного законодательства Польши. Томаш Хрустный уверен, что российский газовый гигант заключил сделку с пятью иностранными компаниями, чтобы обойти закон, ограничить конкуренцию и усилить переговорные позиции «Газпрома» по отношению к клиентам в Польше.

Газопровод «Северный поток — 2» соединит Россию и Германию: начальная точка располагается в районе Усть-Луги, Ленинградская область, а конечная — в районе Грайфсвальда, ФРГ. Две нитки трубопровода укладывают по дну Балтийского моря рядом с действующим «Северным потоком». Общая мощность проекта составит 55 миллиардов кубометров в год, а длина труб оценивается в 1200 километров.

Автор: Роман Самойлов

Источник: ИА «Политика сегодня», 07.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики