Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Варшава штрафует «Газпром» на $ 7,5 млрд за «Северный поток — 2»

Варшава штрафует «Газпром» на $ 7,5 млрд за «Северный поток — 2»

Варшава использовала последний аргумент, который был у нее против «Северного потока — 2». Польский регулятор UOKiK заявил о том, что штрафует «Газпром» и пять европейских компаний-партнеров по проекту газопровода за запрещенную им совместную деятельность. От российской компании Польша хочет получить $ 7,5 млрд., от европейцев — $ 61 млн. Об этом заявил глава UOKiK Томаш Хрустный.

«На „Газпром“ и пять его партнерских компаний наложены штрафы в размере 10% годового оборота, что является максимальной санкцией по польскому законодательству», — сказал руководитель польского регулятора, заявив, что на «Газпром» наложен штраф в 29 млрд злотых, а на пять остальных компаний — Engie Energy, Uniper, OMV, Shell и Wintershall — более 234 млн злотых.

«Беспрецедентное решение и наложение максимального штрафа — результат расследования, которое провел UOKiK в отношении компании, которая ответственна за строительство и управление „Северным потоком — 2“ без необходимого согласия президента UOKiK», — говорится в сообщении регулятора, где указали: компаниям дается 30 дней, чтобы разорвать соглашения о финансировании строительства. В UOKiK заявили, что готовы к тому, что «Газпром» обжалует решение о штрафе. 

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил об уверенности в том, что «Газпром» примет ответные действия в адрес Польши.

«Действия регулятора политически мотивированы, а штраф незаконный и будет оспорен, как и предыдущие штрафы», — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. Эксперт предложил представить ситуацию, если бы Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовало польскую компанию PGNiG под надуманным предлогом. «Какие будут шансы подтвердить это решение в международных судебных инстанциях? При этом регулятор ничем не рискует, кроме своей репутации. Но это, видимо, их не очень заботит», — заметил замдиректора ФНЭБ.

Как сообщало EADaily, этим летом польский антимонопольный регулятор решил оштрафовать «Газпром» на 213 млн злотых (50 млн евро) за отказ предоставлять конфиденциальную информацию о финансировании «Северного потока — 2», которую потом Варшава могла использовать против проекта.

«Председатель управления по защите конкуренции и защите прав потребителей Республики Польша (UOKiK) Томаш Хрустны наложил штраф в размере почти 213 миллионов злотых на «Газпром» — это результат отсутствия сотрудничества в расследовании, проводимом в связи со строительством газопровода «Северный поток 2», — сообщали в UOKiK. Там уточнили, что обвинения в несотрудничестве польский регулятор выдвинул как «Газпрому», так и его партнерам по проекту «Северный поток — 2»: Engie, Uniper, OMV, Shell и Wintershall.

«В ходе этого разбирательства председатель UOKiK обратился за документами, относящимися к делу также к „Газпрому“, однако компания отказалась предоставить информацию, важную для проводимого разбирательства», — говорится в заявлении ведомства.

В 2016 году Варшава отказала российской компании, чтобы пять ее европейских партнеров вошли акционерами в Nord Stream 2 AG, которая является оператором «Северного потока — 2». Тогда Engie, Uniper, OMV, Shell и Wintershall заключили с «Газпромом» контракты на финансирование проекта на 4,5 млрд евро, а польский регулятор объявил о начале расследования финансирования строительства газопровода без необходимого юридического разрешения.

«На самом деле цель и совместной деятельности, и контракта о финансировании состоит в одном и том же. Они нацелены на финансирование строительства „Северного потока — 2“», — говорилось в официальном сообщении UOKiK. В рамках расследования польский регулятор потребовал у партнеров предоставить детальную информацию и первым за отказ наказал французскую Engie — почти на $ 45 млн. В июне в UOKiK рассказали, какую информацию требует регулятор. Прежде всего — это контракты на транспортировку, распределение, продажу, поставку и хранение газа. По сути, UOKiK требует конфиденциальную информацию, которая стала бы настоящей находкой для польской госкомпании PGNiG и американских компаний и дипломатов. 

«Положения законодательства понятны и одинаковы для всех, однако „Газпром“ несколько раз отказывался предоставить документы, важные для проводимого нами расследования. „Газпром“ не может действовать вне закона, поэтому я возбудил против „Газпромa“ дело о наложении штрафа за непредставление информации во время проводимого разбирательства», — приводила слова председателя UOKiK Томаша Хрустны пресс-служба регулятора.

Источник: EADaily, 07.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики