Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Польша создала легальный повод для партнеров „Газпрома“, чтобы уйти»

«Польша создала легальный повод для партнеров „Газпрома“, чтобы уйти»

Польша использовала последний аргумент, чтобы остановить «Северный поток — 2». Антимонопольный регулятор страны оштрафовал «Газпром» и пять европейских компаний за то, что они, по его мнению, обошли запрет на создание СП и начали строить газопровод. Едва ли не главным при этом является указание партнерам российской монополии покинуть проект в течение 30 дней. Большинство европейских и российских экспертов считают, что шансы остановить достройку газопровода у Варшавы невелики: изначальное решение польского регулятора не имеет под собой оснований, европейские компании слишком глубоко вовлечены в проект и польские штрафы будут оспорены в судах, разбирательства в которых могут затянуться на годы.

Противники «Северного потока — 2» с ликованием восприняли решение польского UOKiK оштрафовать «Газпром» на $ 7,5 млрд. При этом европейским компаниям выписали штраф на общую сумму всего в $ 60 млн и предписали покинуть проект в течение 30 дней, разорвав соглашения о финансировании.

«Заголовки сфокусированы на рекордный штраф „Газпрому“. Однако более важное значение имеет указание европейским компаниям прекратить финансирование »Северного потока — 2«», — считает старший научный сотрудник американского Atlantic Council и юрист Алан Рили. 

По его мнению, Польша предоставила компаниям Shell, Engie, OMV, Wintershall и Uniper законный повод выйти из проекта: «Скорее всего, в контрактах нет штрафов, если компаниям предписали расторгнуть их». Алан Рили считает, что в случае ухода партнеров у «Газпрома» образуется огромная дыра в финансировании проекта.

Ведущий аналитик Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Никос Цафос замечает при этом, что если деньги уже вложены в проект, то их придется списать: «И в чем тогда выгода европейских компаний?»

«С требованием выйти из проекта все сложно. Этого практически невозможно сделать, — говорит аналитик ГК „ФИНАМ“ Алексей Калачев. — Все инвестиции уже произошли, проект почти завершен, а газопровод почти достроен. Как можно вернуть все в первоначальное положение? Разве что формально списав в убыток уже вложенные средства. Так их вложено уже больше, чем сумма штрафов, предъявляемая европейским партнерам »Газпрома»».

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков добавляет, что каждая из пяти европейских компаний вложила в «Северный поток — 2» почти 1 млрд евро каждая: «Компании выдавали «Газпрому» кредиты на эту сумму. Поэтому штраф в несколько десятков миллионов долларов их не страшит. Если они выйдут из проекта, то потеряют гораздо больше денег».

Старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко рассказал агентству РИА Новости, что перспектива польского регулятора взыскать штрафы и добиться аннулирования контрактов вызывает сомнения.

«Я полагаю, европейские участники проекта СП-2 не согласятся с требованием UOKiK и, безусловно, будут оспаривать это решение. И „Газпром“, естественно, тоже. Шансы оспорить, я думаю, есть, если не ограничиваться только судом в Варшаве, а выходить на европейские судебные инстанции», — считает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев. В 2016 году UOKiK не согласовал создание консорциума по строительству «Северного потока — 2» и участники изменили схему финансирования проекта с долевой на кредитную. «То есть не стали совладельцами Nord Stream 2 AG, единственным участником которого остался „Газпром“, а перешли к кредитной схеме финансирования. Польский регулятор считает, что это не меняет дела, что это скрытая форма участия все в том же консорциуме, но уже осуществляемая без согласования с ним. По сути, наверное, так оно и есть, но формально это вовсе не очевидно, и оспорить в судах такое утверждение, теоретически, можно. Если, конечно, суд не будет предвзятым», — считает эксперт. 

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков уверен, что антимонопольный орган Польши явно превышает полномочия, так как занимается не развитием конкуренции в своей стране, а выступает как инструмент санкций в международных отношениях. Поэтому шансы «Газпрома» и его партнеров хорошие.

Изначальное решение польского регулятора само по себе спорно и безосновательно, полагает исполнительный директор британского аналитического агентства по рискам IHS Markit Лоран Русецкас. Он указывает на то, что UOKiK говорил о негативном влиянии консорциума на конкуренцию на польском газовом рынке, но так и не принял ни одного официального решения.

«Замечу, у регулятора не было ни одного аргумента, что сам „Северный поток — 2“ негативно влияет на польский газовый рынок. Речь шла о слиянии, так как только это может являться предметом рассмотрения для UOKiK. В таком случае каким образом разная структура собственников „Северного потока — 2“ может повлиять на конкуренцию на польском рынке? Не может. Это дело всегда было попыткой достичь конкретного результата вне зависимости от фактов и рамок антитрастового законодательства», — написал Лоран Русецкас в Twitter.

В подтверждение этому один из европейских партнеров «Газпрома» уже заявил, что в Варшаве слишком свободно трактуют законодательство. «Wintershall Dea убеждена, что польский антимонопольный регулятор в данном случае применяет нетрадиционный подход, прилагая широкое толкование понятия концентрации», — заявили в пресс-службе немецкой компании.

Аналитик международной платформы ICIS Том Мажец-Мансер при этом заметил, что, если антимонопольный орган Польши так озабочен конкуренцией на рынке газа и лучшими потребительскими ценами, почему он не смотрит на нынешнее состояние самого польского газового рынка. «Могли ли антироссийские политические настроения стать причиной всей пьесы??? Неее, глупая идея…» — иронично написал в соцсети эксперт.

Аналитик ICIS не случайно заговорил о ситуации на газовом рынке Польши. Трейдеры импортного трубопроводного газа требуют, чтобы польские власти предоставили им такие же права, как и импортерам СПГ. Речь идет о том, что с октября 2023 года тех освободят от обязательств по созданию запасов газа в хранилище Польши. Европейская федерация трейдеров энергоресурсами (EFET), членами которой являются более 130 международных компаний, заявила, что все мощности единственного терминала СПГ забронировала госкомпания PGNiG и таким образом именно она выиграет от решения польских властей и никакого усиления конкуренции на польском рынке не будет. Более того, госкомпания владеет почти всем хранилищем и установила высокие тарифы для трейдеров. 

Как отмечает издание Montel, обязательства по наличию запасов газа в хранилище для трейдеров, которые импортируют меньше 100 млн кубометров газа в год, установили в Польше в 2016 году. И после этого, по данным регулятора ERO, многие компании покинули польский рынок. В ноябре прошлого года Еврокомиссия заявила, что польские обязательства для трейдеров нарушают законодательство ЕС и уже вызвали искажение рынка.

«Когда Польша объявила о введении обязательств, правительство ссылалось на безопасность поставок из-за зависимости от российского газа, однако долгосрочный контракт с „Газпромом“ завершается в 2022 году, так почему же обязательства сохраняются?» — сказал Montel один из трейдеров.

Источник: EADaily, 08.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики