Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На последней миле: «Газпром» счел неэффективными вложения в газификацию

На последней миле: «Газпром» счел неэффективными вложения в газификацию

Монополия планирует завершить программу при помощи государства

Затраты, необходимые на завершение комплексной программы газификации по всем регионам, составят 1,2 трлн рублей до 2025 года и 1,9 трлн рублей — до 2030-го. «Газпром», взявшийся за завершение программы, считает инвестиции в развитие газоснабжения экономически неэффективными и предлагает государству помочь с привлечением средств — например, за счет введения специализированного сбора с экспортных поставок голубого топлива. Завершить газификацию страны к 2024–2030 годам в июне поручил правительству президент Владимир Путин. Подключение россиян к газораспределительным сетям должно быть обеспечено без привлечения их средств, подчеркивалось в документе.

Ход исполнения этих поручений на прошлой неделе обсуждался в Петербурге на площадке ООО «Газпром Межрегионгаз» под председательством замминистра энергетики Павла Сорокина, рассказал он «Известиям». Подробностей совещания чиновник не раскрыл. Но по словам источника «Известий», присутствовавшего на совещании, итоги встречи — неутешительные. В основе программы лежит концепция создания шести «О», пояснил собеседник редакции: одно окно, один договор, один региональный оператор, один месяц на подключение, один оператор по предоставлению газового оборудования и его ремонта. Но на совещании, по его данным, выяснилось, что ничего из этого сделано не было — нерешенным остаются главные вопросы: где взять деньги на завершение программы и кто станет единым оператором газификации.

Платить кто будет?

К 2026 году «Газпром» может увеличить уровень газификации страны с нынешних 71,4% до промежуточного директивного уровня в 74,7%. Правда, только в 67 из 85 субъектов федерации, говорится в презентации «Газпром Межрегионгаза» (имеется в распоряжении «Известий»), которую представители компании представили на совещании в Санкт-Петербурге. «Для этого потребуется беспрецедентная программа развития газоснабжения, где инвестиции группы «Газпром» составят 526,1 млрд рублей», — отмечается в документе. Средства планируется направить на строительство газопроводов-отводов и межпоселковых трубопроводов. На строительство распределительных сетей и технологическое присоединение абонентов (так называемая «последняя миля») потребуется еще порядка 350 млрд рублей, которые «Газпром» предлагает изыскать из бюджета.

Для «Газпрома» такой рост затрат на газификацию действительно беспрецедентный: за последние 15 лет совокупные сложения компании в развитие газоснабжения страны составили около 450 млрд рублей — в среднем около 30 млрд в год. Для сравнения, затраты на спонсорский контракт Лиги чемпионов обходится корпорации в половину этой суммы — 14 млрд рублей.

— Программа вложений в газификацию, принятая «Газпромом», составляет более 500 млрд рублей, и это трехкратное увеличение по сравнению с предыдущей пятилеткой. Но это всё равно не включает в себя «последнюю милю», а лишь интенсификацию работ в старой парадигме, — отметил замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Другими словами, эти инвестиции не предполагают ответственность «Газпрома» за доведение газа от магистральной трубы до самого дома. К слову, на сентябрьской встрече с Владимиром Путиным в середине сентября глава газовой монополии Алексей Миллер сам предложил президенту страны назначить «Газпром» единым оператором программ газоснабжения и газификации.

В «Газпром Межрегионгаз» «Известиям» заявили, что по поручению президента правительство РФ совместно с «Газпромом» проработает возможность назначения компании единым оператором программ развития газоснабжения и газификации, а газораспределительные организации (ГРО) — едиными региональными операторами.

— Это позволит «Газпрому» осуществлять строительство всего комплекса объектов газификации: газопроводов-отводов, межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов, а также газопроводов-вводов от внутрипоселковых сетей до границ земельных участков потребителей («последняя миля»), — отметили представители «дочки» «Газпрома».

По оценке «Газпрома», затраты, необходимые на завершение комплексной программы газификации по всем регионам, составляют 1,2 трлн рублей до 2025 года и 1,9 трлн рублей до 2030-го. Эти средства монополия предлагает получить за счет введения специализированного сбора с экспортных поставок газа на цели развития газификации.

Целесообразность такого подхода не очевидна, считает источник «Известий», близкий к комиссии по ТЭК.

— Назначение «Газпрома» единым оператором газификации соответствует его преференциям как монопольного экспортера трубопроводного газа. Так, за 2015–2019 годы дополнительные доходы ПАО «Газпром» от экспорта газа в десять раз превышали его ежегодные расходы на газификацию регионов, — сообщил собеседник редакции.

В обмен на обязательства по газификации страны «Газпром» получил монопольное право экспорта российского трубопроводного газа за рубеж, отметил экономист Михаил Делягин.

— То, как осуществляется эта газификация, мы видим: 58% для сельской местности в XXI веке — это катастрофа, — считает он. —Текущие затраты «Газпрома» на газификацию составляют всего 1% от экспортной выручки. Это ничтожные расходы, которые с большим удовольствием возьмут на себя и другие компании, которые могут пойти на внешний рынок.

Основная функция монополии — обеспечение бесперебойности поставок внутри страны, но сегодня эти функции уже во многом реализовывают независимые производители, отметил инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.

— Сегодня «Газпром» обеспечивает 35% потребителей внутреннего рынка России. А в 1998 году этот показатель составлял 95%. Мы видим целый ряд регионов, где вопросами газификации занимаются частные компании, — сказал эксперт.

Пока не эффективно

В «Газпром Межрегионгаз» отмечают, что «в качестве одного из инструментов финансирования расходов на газификацию «Газпром» рассматривает и в настоящее время обсуждает с федеральными органами исполнительной власти (Минэкономразвития России, Минфин России, Минэнерго России) возможный выпуск бессрочных облигаций с государственной поддержкой». Объем размещения может стать рекордным — 150 млрд рублей, сообщил зампред правления компании Фамил Садыгов. «Газпром» начинает серию телефонных конференций с инвесторами, а на 7 октября намечена всемирная открытая конференция, сообщила на днях компания. Монополия может предложить рынку бессрочные евробонды — первый колл-опцион по бумагам предусмотрен почти через пять лет.

В тоже время в материалах «Газпром Межрегионгаза» отмечается, что «88% инвестиций группы «Газпром» в рамках Программы развития газоснабжения и газификации регионов Российской Федерации на период 2021–2025 годов являются неэффективными» и «дальнейшая газификация граждан Российской Федерации имеет выраженный социально ориентированный характер».

Экономически оправданная газификация «практически исчерпана», а работа по газификации приобрела «ярко выраженный социальный характер», считают в компании.

По словам Алексея Гривача, оценить экономическую эффективность газификации сегодня действительно сложно.

— Объемы газа непросто оценить. У нас еще не все бытовые потребители оснащены приборами учета. Далеко не все подключаются к газу и начинают его реально потреблять. Более того, не все промышленные потребители, газификация которых была предусмотрена проектом, подтверждали отбор в заявленном объеме после завершения работ, — сказал эксперт.

Сегодня газификация населения слабо влияет на объемы потребления газа, добавил он. Например, с 2015 по 2018 год поставки «Газпром Межрегионгаз» населению по открытым данным варьировались в пределах 51–52 млрд кубометров, несмотря на значительные затраты на газификацию.

При увеличении уровня газификации до 83% (потенциальный уровень) Минэнерго России оценивает прирост потребления газа в РФ в размере 33 млрд куб. м, отметил источник «Известий», близкий к президентской комиссии по ТЭК. С учетом средней цены газа около 4 тыс. руб./тыс. куб. м, в денежном выражении объем рынка может увеличиться на 130 млрд рублей в год. При этом население традиционно является достаточно дисциплинированной группой плательщиков за энергоресурсы, подчеркнул он.

— Основные причины, приводящие к долгам за газ, связаны с системными проблемами в отрасли ЖКХ, включая износ котельных, потери в теплосетях, а также недобросовестность отдельных управляющих компаний и иных участников рынка теплоснабжения. Поэтому социальная газификация, включая поставки населению, модернизация и строительство современных котельных, как правило, являются экономически рентабельной сферой деятельности, — не соглашается собеседник редакции.

Таким образом, сегодня вопросов о том, как быстро и бесплатно подключать население к газу, действительно, гораздо больше, чем ответов. Однако источник «Известий», знакомый с ходом обсуждения, рассказал, что в самое ближайшее время будет создана рабочая группа, в которую войдут представители «Газпрома», Минэнерго и президентской комиссии. И у них будет ровно три месяца на то, чтобы 1 января 2021 года (а именно к этому сроку необходимо обеспечить координацию деятельности по решению проблемы недостаточной газификации и, в частности, «последней мили») у главы государства не возникло никаких вопросов.

Автор: Ирина Кезик

Источник: Известия, 08.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики