Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вторая волна COVID-19 может нарушить планы ОПЕК+ по увеличению добычи нефти

Вторая волна COVID-19 может нарушить планы ОПЕК+ по увеличению добычи нефти

Эр-Рияд уже подумывает об их отмене

Осенний рост числа заболеваний коронавирусной инфекцией и риск второй волны пандемии создают новые угрозы для мирового рынка нефти. По информации СМИ, один из его главных игроков Саудовская Аравия уже задумалась о пересмотре планов ОПЕК+ по увеличению добычи на 2 млн баррелей в сутки с начала следующего года. Эксперты полагают, что если вторая волна наберёт обороты, повременить с ростом производства согласится и Россия.

Саудовская Аравия рассматривает возможность отмены планов ОПЕК+ по наращиванию добычи нефти с начала следующего года, сообщила газета Wall Street Journal со ссылкой на источники. Отмечается, что королевство беспокоит увеличение числа заражённых COVID-19 во многих регионах мира, а также рост добычи нефти в Ливии. По словам одного из источников, мировой рынок просто не сможет принять дополнительные 2 млн баррелей в сутки.

Напомним, альянс ОПЕК+ в мае сократил добычу нефти на 9,7 млн баррелей в сутки. С августа эта квота была уменьшена до 7,7 млн и, согласно дальнейшему плану, с 1 января 2021-го должна снизиться до 5,8 млн. Иными словами, производство нефти должно вырасти почти ещё на 2 млн баррелей в сутки.

Первоначальный план предполагал, что параметры сделки могут быть пересмотрены в декабре 2021 года. Впрочем, небольшое исключение уже было сделано прошедшим летом — страны ОПЕК+ продлили на месяц максимальное сокращение добычи в 9,7 млн баррелей в сутки.

Пока вопрос изменения условий сделки в следующем году не обсуждался странами ОПЕК+, сообщили ТАСС два источника в делегациях. По словам одного из них, другие участники соглашения могут не принять такое предложение.

Сделка ОПЕК+ вполне может быть заморожена на тех объёмах, которые есть сейчас, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Впрочем, по его словам, эта заморозка будет недолгой.

 

"Может повториться история лета, когда участники соглашения ОПЕК+ продлили на месяц более низкий объём производства. Думаю, что и сейчас ОПЕК+ будет действовать через пролонгацию существующих квот, а не изменение объёмов производства. Скорее всего, текущий уровень добычи продлят на один-два месяца, а дальше нужно будет принимать решение — поднимать квоты по первоначальному плану на 2 млн баррелей в сутки или на меньшее значение", - Игорь Юшков, аналитик Фонда национальной энергобезопасности

 

Рынок действительно может не переварить новые дополнительные объёмы нефти, считает эксперт. Причина — наметившаяся вторая волна COVID-19. Страны-экспортёры в этой ситуации будут скорее придерживаться стратегии повышения цены на сырьё, нежели увеличения добычи, пояснил специалист.

Начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин, напротив, считает, что вероятность пересмотра условий сделки ОПЕК+ невелика. Для такого шага нужны чёткие признаки ухудшения ситуации со спросом на сырьё.

 

"Если к декабрю ситуация с пандемией улучшится, то не будет никакого смысла принимать такое решение, ведь даже сейчас мы видим, что глобальные запасы нефти начали снижаться. То есть локально в мире может быть дефицит, который способствует утилизации накопленных в первом полугодии избыточных запасов. Плюс многое будет зависеть от цен на нефть, они сами по себе могут диктовать участникам ОПЕК+ их решение. Чем ниже котировки, тем выше шансы договориться о более мягком восстановлении производства, и наоборот", - Василий Карпунин, начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций»

 

По словам эксперта, добыча в Ливии, которая может повлиять на нефтяной рынок, способна вырасти вплоть до 1 млн баррелей в сутки, но этот процесс не будет одномоментным. К тому же политические риски в этой стране всё ещё сохраняются.

Тем временем производство сырья в Ливии выросло до 300 тысяч баррелей в сутки, сообщил член профсоюза нефтяников и газовиков страны Ахмед аль-Фитури. За неделю до этого добыча оценивалась вдвое ниже — в 150 тысяч баррелей.

Слово за Россией

Главные действующие лица соглашения ОПЕК+ — Саудовская Аравия и Россия, именно на эти две страны пришёлся наибольший объём сокращения добычи в мае. Поэтому для изменения условий сделки Эр-Рияду нужно обязательно договориться с Москвой.

Россия согласится на продление периода действия текущих квот, считает Игорь Юшков. Для нашей страны ключевой момент — сохранение сделки ОПЕК+, потому что все видели, что бывает, когда она разрывается и цена нефти падает ниже $20 за баррель, отметил эксперт.

При этом, по словам эксперта, позиции России и Саудовской Аравии по ключевым вопросам сделки ОПЕК+, как правило, совпадают. Так было начиная с 2016 года, момента заключения первого соглашения о сокращении добычи нефти.

Вторая волна

ОПЕК ожидает, что в 2020 году спрос на нефть упадёт до 90,7 млн баррелей в сутки с 99,7 млн в 2019-м. Об этом говорится в ежегодном прогнозе нефтекартеля World Oil Outlook.

Между тем ситуация с COVID-19 осложняется и грозит появлением второй волны пандемии. На этой неделе суточная заболеваемость в мире достигла нового рекордного значения — 338 779 человек. Таковы данные Всемирной организации здравоохранения. Самое большое число заражённых зафиксировано в Северной и Южной Америке, а также в Европе. В ряде европейских государств, например, таких как Франция и Испания, уже вновь вводятся частичные ограничения.

Появление второй волны коронавируса негативно отразится на нефтяном рынке, отмечает Игорь Юшков. По его словам, потребление нефтепродуктов может вновь снизиться, например, из-за того, что затормозится восстановление авиасообщения. Между тем падение спроса будет не таким большим, как весной, поскольку вторая волна будет мягче первой. К тому же ограничений будет меньше — страны уже не так уверены, есть ли смысл в жёстких карантинных мерах, поясняет экономист.

"Оценивать надо не шансы второй волны, а реакцию властей — прежде всего крупных экономик — на информацию об этом заболевании. В данной связи надо отметить, что как сделка ОПЕК+ по сокращению добычи нефти на 10%, так и меры стимулирования спроса в США, КНР, Японии объёмом порядка 8% мирового ВВП будут сохранять своё влияние на экономику вне зависимости от данных ВОЗ о новом витке роста заболеваемости COVID-19", — отметил экономист.

Тем временем стоимость нефти марки Brent на этой неделе выросла более чем на 9% и преодолела отметку $43 за баррель. Текущий уровень котировок пока устраивает страны-экспортёры, полагают эксперты.

"Повышение цен условно выше $50 способно вернуть дисбаланс на рынок за счёт наращивания добычи странами вне ОПЕК+, например, США, Бразилией, Канадой. Поэтому текущие значения в краткосрочной перспективе должны всех устраивать, учитывая риски ухудшения спроса из-за пандемии", — считает Василий Карпунин.

Дальнейшая динамика нефтяных цен будет зависеть от ситуации с коронавирусом со стороны потребления и от производства сырья в Ливии со стороны добычи, считает Игорь Юшков. По его словам, стоимость барреля марки Brent до конца года останется в диапазоне $38–44.

Автор: Михаил Калмацкий

Источник: NEWS.ru, 09.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики