Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Монополевые работы: «Газпром» не смог стать единым куратором газификации

Монополевые работы: «Газпром» не смог стать единым куратором газификации

Отвечать за снабжение того или иного региона голубым топливом будет доминирующая в нем газораспределительная организация

«Газпром» вряд ли сможет получить право стать единым оператором программы газификации страны, несмотря на то что с таким предложением глава компании Алексей Миллер выступил на сентябрьской встрече с президентом. Это следует из предложений по внедрению в России социально ориентированной и экономически эффективной модели газификации, которые в рамках поручений главы государства были подготовлены Минэнерго. Ответственным министерство предлагает назначать газораспределительную организацию (ГРО), принадлежащую собственникам Единой системы газоснабжения — либо «Газпрому», либо доминирующей в регионе ГРО. В итоге в разных регионах оператором смогут стать разные компании. По словам собеседников «Известий», причина такого решения кроется в источниках финансирования программы, в том числе и в спецнадбавке на тариф по транспортировке газа.

Поручения vs предложения

Подготовить предложения по новой социально ориентированной модели газификации страны Владимир Путин поручил правительству в конце мая. Минэнерго отправило в кабмин свой доклад по этому вопросу в начале октября, рассказал «Известиям» источник в министерстве. По словам собеседника редакции, документ содержит предложение внести изменение в Федеральный закон № 69 «О газоснабжении в Российской Федерации» и четко закрепить в нем определение, статус, права и обязанности «единого регионального оператора газификации».

Таким оператором, по задумке Минэнерго, должна стать организация, аффилированная с собственником Единой системы газоснабжения (ЕСГ), и/или газораспределительная организация, занимающая в регионе доминирующее положение, уточнил источник. Информацию о внесенном предложении подтвердил «Известиям» и замминистра энергетики Павел Сорокин. По его словам, инициатива повысит эффективность реализации региональных программ газификации, в том числе в части использования средств для их финансирования.

Получается, что в случае одобрения предложений Минэнерго у разных регионов может появиться свой оператор. За Московскую область будет отвечать, к примеру, «Мособлгаз». А вот в Бурятии, где магистрального газа нет, ответственным станет один из операторов газификации альтернативными инструментами (в частности, СУГ — сжиженным газом), то есть организаций, которые владеют сетями с газгольдерами.

Таким образом, «Газпром» не будет единым оператором газификации всей страны, как предложил Алексей Миллер на встрече с Владимиром Путиным в середине сентября. И становится понятно, почему в презентации газового монополиста к совещанию, которое 2 октября состоялось на площадке «Газпром Межрегионгаз» в Санкт-Петербурге, компания закладывает рост газификации к 2026 году с нынешних 71,4% всего до 74,7% и по-прежнему — лишь в 67 из 85 субъектов федерации.

Активная надбавка

Напомним, по данным компании, для этого потребуется «беспрецедентная программа развития газоснабжения, где инвестиции группы «Газпром» составят 526,1 млрд рублей». Средства планируется направить на строительство газопроводов-отводов и межпоселковых трубопроводов. На создание распределительных сетей и технологическое присоединение абонентов (так называемую последнюю милю) понадобится еще порядка 350 млрд рублей, которые «Газпром» предлагает изыскать из бюджета.

Но, похоже, теперь они частично найдены. По словам источника «Известий», знакомого с подготовкой предложения, «в этом году вышло постановление № 702, в котором говорится, что спецнадбавка на тариф по транспортировке газа по газораспределительным сетям является целевым источником для финансирования реализации газификации, но регионы смогут применять ее только на основании мероприятий, отраженных в региональных программах газификации». Из-за этого, как утверждает источник, и возникла необходимость внесения изменений в закон.

— При этом регионы смогут включить только те мероприятия, которые будут удовлетворять методике экономической оценки. Методику в следующем квартале разработает Минэнерго, — пояснил собеседник редакции. — Появляется роль региональных программ в том, чтобы они увязали это с тарифами. Получателем спецнадбавки являются газораспределительные организации (ГРО), большая часть которых принадлежит «Газпрому». Они будут заинтересованы входить как участники в процесс формирования региональных программ газификации. Пока формально любые ГРО не обязаны никаким образом входить в этот процесс, губернаторы не обязаны с ними ничего согласовывать.

По словам управляющего партнера WMT Consult Екатерины Косаревой, в настоящее время специальная надбавка к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям ГРО может быть установлена в пределах 25%. Применяется она, как правило, по отношению к промышленным потребителям.

— В мае текущего года постановлением правительства ФАС было поручено при установлении регулируемых тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям не учитывать расходы, связанные со строительством объектов газотранспортных и газораспределительных сетей, а также расходы на реализацию межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, — напомнила эксперт. — Кроме того, им необходимо в шестимесячный срок привести в соответствие с настоящим постановлением методику определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации.

На всё не хватит

По словам Екатерины Косаревой, максимальный размер средней спецнадбавки к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям будет увеличен с 25 до 35%, за счет чего и будут финансируются программы газификации. При этом максимальный размер может быть превышен исключительно по согласованию региональных органов с ФАС. Применяться это изменение будет в 2021—2023 годах.

— После 2023 года размер спецнадбавки будет устанавливаться исходя из необходимости финансирования программ газификации», — напоминает Екатерина.

По словам собеседника редакции из Минэнерго, в 2019 году суммарно по Российской Федерации спецнадбавка составила 11,5 млрд рублей и расходовалась следующим образом:

  • 80% (9,4 млрд рублей) — осуществление программы газификации;
  • 20% (2,1 млрд рублей) — покрытие выпадающих доходов ГРО от присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.

Но сегодня очевидно, что одних только средств спецнадбавки на покрытие всех выпадающих доходов газораспределительных организаций при единовременной отмене платы за подключение не хватит. Поэтому введение института единого оператора — лишь одна из мер в поисках источников финансирования социально ориентированной газификации. Как уже писали «Известия», в том числе «Газпром» уже обсуждает с Минэкономразвития, Минфином и Минэнерго возможный выпуск бессрочных облигаций с государственной поддержкой.

По сути, есть три ответа на вопрос, кто заплатит за социальную газификацию, считает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

— Это потребители газа, поставщики газа или государство. При этом, учитывая масштабы задачи (полная газификация страны за 10 лет), я думаю, потребуется сочетание всех трех источников. Вопрос в том, как найти оптимальное — работающее и справедливое — соотношение нагрузки на каждый из них. Плюс учесть все сопутствующие ограничения — такие как требование президента обеспечить газификацию без привлечения средств населения, — отметил собеседник.

Поэтому, заключил эксперт, по крайней мере, на первом этапе это будут деньги «Газпрома» и государства в виде налоговых льгот, субсидий и кредитов. При жестком контроле целевого характера их использования — как в случае со спецнадбавкой.

Компания «Газпром Межрегионгаз» не предоставила оперативного комментария.

Автор: Ирина Кезик

Источник: Известия, 21.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики