Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трубу испытывают на сжатие

Трубу испытывают на сжатие

Украина может ограничить мощности для транзита газа из России

Украина собирается постепенно отказаться от 60-70% мощностей своей газотранспортной системы (ГТС) из-за сокращения транзита российского газа в Европу. Об этом заявил гендиректор "Оператора газотранспортной системы Украины" (ОГТСУ) Сергей Макогон в интервью S&P Global Platts. Для России это означает, что пропускная способность маршрута через Украину для российского газа сократится с 142,5 млрд кубометров в год до 42-57 млрд кубометров. Для сравнения, в 2019 году через Украину было прокачано 89,6 млрд кубометров газа.

Это заявление вызвало недоумение: доходы от транзита газа составляют 8-10% бюджета Украины, а договор России и Украины подразумевает транзит 65 млрд кубометров газа в 2020 году и 40 млрд кубометров ежегодно с 2021 по 2024 год, с правом увеличения объемов прокачки за дополнительную плату. Причем контракт заключен по принципу "качай или плати", то есть российская сторона уплачивает украинской ГТС всю сумму за заявленный объем газа, даже если фактический объем транзита был существенно меньше.

По данным ОГТСУ, за первые 9 месяцев этого года поставки российского газа составляют 81% от зарезервированных мощностей, за которые уже внесена полная предоплата. Но это падение транзита легко объяснимо прошлой теплой зимой, затовариванием европейских хранилищ газа и последующим падением спроса на энергоресурсы из-за пандемии COVID-19.

Учитывая активное противодействие США достройке "Северного потока-2", при восстановлении спроса на газ в Европе России уже в 2021 году могут потребоваться дополнительные мощности транзита через Украину (свыше запланированных 40 млрд кубометров).

Есть несколько факторов, которые позволяют с большой уверенностью говорить, что объемы экспорта газа из нашей страны не будут ограничены технически. Едва ли Украина будет сразу консервировать 60-70% мощностей своей ГТС до истечения контракта с "Газпромом" или до момента запуска "Северного потока-2", упуская возможность получить значительные дополнительные доходы в бюджет. Также такой шаг будет еще одним доводом за скорейшую достройку "Северного потока-2" и выставит Украину ненадежным партнером в глазах стран ЕС. Кроме того, ликвидация части мощностей потребует больших затрат.

"Доходы от транзита газа составляют 8-10% бюджета Украины".

Россия в последнее десятилетие прокачивала через Украину от 62 до 104 млрд кубометров газа ежегодно. Причем минимальные объемы пришлись совсем не на последний период, а на 2014 и 2015 года. Поэтому сокращать мощность своей ГТС более чем до 100 млрд кубометров, по крайней мере до запуска "Северного потока-2", Украине нет никакого смысла. Да и в дальнейшем маршрут может быть востребован, а уничтожение части ГТС ограничит возможности страны как транзитера газа.

"Потребности в украинском транзите могут сохраниться, если в Европе будет расти спрос на российский газ (то есть не будут вводиться искусственные ограничения на его потребление и импорт), а также если Украина будет поддерживать мощности в надлежащем техническом состоянии и предлагать привлекательные условия транспортировки", - считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По его мнению, сочетание этих факторов возможно, хотя и кажется на сегодняшний день маловероятным.

В Минэнерго и "Газпроме" не ответили на запрос "РГ".

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 20.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики