Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый удар по «Северному потоку-2»: эксперты оценили санкции США

Новый удар по «Северному потоку-2»: эксперты оценили санкции США

Газопровод может лишиться десятков зарубежных подрядчиков

Вашингтон объяснил, кого касаются действующие ограничения, связанные с «Северным потоком-2» (СП-2), и фактически значительно расширил число санкционных мишеней, то есть, зарубежных партнеров «Газпрома», которых могут задеть претензии американцев. Помимо судовладельцев, предоставляющих проекту свои транспортные средства, от санкций могут пострадать фирмы, обеспечивающие услуги по ремонту и обслуживанию кораблей.

Новая интерпретация ограничений может привести к тому, что многие из задействованных в создании СП-2 иностранных компаний испугаются угроз Вашингтона и покинут проект. На вопрос, способен ли «Газпром» дать достойный ответ заокеанским недоброжелателям и достроить последнюю нитку газопровода, ответили профильные эксперты «МК».

«С одной стороны, внесенные Госдепом США разъяснения в действующие санкции в ближайшей перспективе напугают зарубежных партнеров «Газпрома» и некоторые, как и швейцарская Allseas, ранее отказавшая российской компании в своих судах, также решат не рисковать и покинут проект, ⸻ говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. ⸻ С другой стороны, нельзя забывать, что европейские компании уже вложили в этот проект около $5 млрд. Еще $2 млрд они направили на строительство сухопутного продолжения СП-2, которое также уже практически завершено. Вряд ли инвесторы с легкостью забудут о таких значительных вложениях и не станут защищать свои активы. В свою очередь, европейские политики, предвыборные кампании многих из которых обеспечиваются участниками СП-2, наверняка продолжат оказывать газопроводу моральную поддержку. Дело в том, что у стран Старого Света нет альтернативы этому проекту: он проложен примерно на 95%. Других новых газовых маршрутов в Европу, реализованных в таких объемах, не существует. Можно было бы расширить украинский газотранспортный коридор через Украину, но это требует вложений еще в $7 млрд, причем, пока зарубежные инвесторы не спешат предоставлять Незалежной кредиты на модернизацию ГТС».

Алексей Гривач, заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности, считает, что санкции США против СП-2 сформулированы достаточно абстрактно. «Это стиль американской администрации в этом вопросе — создать максимальную неопределенность и максимально усложнить работу над завершением проекта. Но, думаю, что даже их авторы не ожидают прекращения строительства газопровода на нынешней стадии и он в итоге будет запущен в эксплуатацию. Впрочем, нельзя исключать, что в будущем Вашингтон продолжит ужесточать ограничения против партнеров «Газпрома» по этому проекту. Например, расширит санкции на компании, которые будут обслуживать непосредственную работу газопровода. Поэтому «Газпрому» уже в настоящее время необходимо задуматься над обеспечением технологической непрерывности эксплуатации и обслуживания морских участков СП-2 за счет собственных ресурсов, а также, возможно, сформировать пул компаний, которые будут предоставлять все необходимые услуги, игнорируя санкции».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 20.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики