Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Терминал СПГ в Клайпеде загнал Литву в долговую яму

Терминал СПГ в Клайпеде загнал Литву в долговую яму

Литва хочет снизить затраты на терминал СПГ в Клайпеде. Почти половина из них — это убытки госкомпании от закупки обязательных объемов сжиженного газа. Эксперты уверены: если Вильнюс не изменит взгляд на решение проблемы, нагрузка все равно ляжет на плечи налогоплательщиков.

Минэнерго Литвы разработало законопроект, призванный снизить стоимость поставок на терминал в Клайпеде. В этом году его обслуживание обошлось потребителям газа и пользователям газовой системы примерно в 58 млн евро. Из них около 25 млн — это затраты на поставку необходимого количества природного газа на терминал СПГ и компенсация операционных убытков назначенного поставщика Ignitis.

Как заметил министр энергетики Жигимантас Вайчюнас, сложилась парадоксальная ситуация, когда затраты на обеспечение бесперебойной работы и покрытие убытков обходятся потребителям дороже, чем ежегодное обслуживание инфраструктуры Клайпедского СПГ-терминала.

Минэнерго предложило правительству сократить необходимое число грузов назначенного поставщика с четырех до двух в год. Кроме того, согласно законопроекту, поставщику будет выплачиваться компенсация в размере не более 10% разницы между ценой, которая должна быть уплачена за покупку необходимого количества СПГ и средней ценой импорта природного газа в Литву. Ожидается, что изменения позволят сэкономить потребителям около 20 млн евро в год.

Ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве Станислав Митрахович объяснил, что после нескольких месяцев коронавируса СПГ стоит дороже, чем трубопроводный газ и цены на него будут расти. Если Литва не откажется от эксплуатации терминала по приему СПГ, единственное, что она может сделать — переложить расходы на своих потребителей, сказал собеседник "ПолитЭксперта".

"Либо потребители должны за него платить, либо власти должны сказать, что у них есть некая госкомпания, которая все это закупает. Но чтобы она не развалилась, ей будут доплачивать из бюджета. Ну хорошо. Но бюджет тоже формируется из кошельков налогоплательщиков. Как бы они не перераспределяли расходы внутри, так или иначе эксплуатация этого терминала невыгодна и ударит по экономике", — отметил Митрахович.

Литва построила собственный терминал СПГ в 2014 году. Власти обосновывали это решение желанием избавиться от монополии "Газпрома". Но терминал обходится дорого: за аренду Норвегии ежегодно платят по 60 млн евро. Чаще всего Литва получает СПГ из Норвегии и России. Закупок американского газа, о котором часто говорят литовские власти, за время существования Клайпедского терминала было всего несколько.

Это интересно: Эксперт газового рынка: глобальный энергетический поворот сулит России новые возможности

Митрахович допустил, что на каком-то этапе Литва станет меньше эксплуатировать СПГ и откажется от контрактов, которые были с внешними поставщиками — с той же самой Норвегией. Еще один вариант — вернуться к масштабным закупкам у России трубопроводного газа.

"Это выбор Литвы. Хочет она из своего бюджета субсидировать прием СПГ — пусть делает, если бюджет бездонный. А если появятся какие-то более рациональные мысли, то вполне можно будет увеличить закупки у "Газпрома", которые выйдут дешевле, чем СПГ — если брать в целом за год или за несколько лет", — посоветовал специалист.

Автор: Аврора Зорина

Источник: Politexpert.net, 29.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики