Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша «заигралась» в честного регулятора в борьбе против «СП-2»

Польша «заигралась» в честного регулятора в борьбе против «СП-2»

Жалоба в Суд по защите конкуренции и потребителей Польши на решение антимонопольного государственного регулятора республики повышает шансы «Газпрома» избежать штрафа, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Российский «Газпром» принял решение подать апелляционную жалобу в Суд по защите конкуренции и потребителей Польши на решение антимонопольного государственного регулятора республики (UOKiK) из-за «Северного потока – 2».

В транснациональной энергетической компании из России выразили принципиальное несогласие с позицией UOKiK и отметили, что «при обжаловании решение не подлежит исполнению до вступления в силу соответствующего решения суда».

«Шансы избежать оплаты многомиллиардного штрафа у «Газпрома» очень хорошие. Думаю, что даже польская сторона не рассчитывает выиграть в этот разбирательстве и получить деньги.

Для полного понимания ситуации, необходимо вспомнить подробности участия российской компании в других различных разбирательствах с европейцами в судах. Часто это были не всегда удачные споры с коммерческими организациями по поводу стоимости российского газа.

Исходя из этого нельзя говорить, что «Газпром» проиграет, потому опыт компании указывает на отсутствие успеха в судах. Новая претензия польского антимонопольного регулятора – совершенно другая история», - прокомментировал эксперт Игорь Юшков.

Собеседник агентства предположил, что Польша знает о низких шансах на штраф и, скорее всего, просто таким образом пытается повлиять на сроки окончания строительства «Северного потока – 2».

«Регулятор намерен затянуть проект и планирует дальше вставлять палки в колеса, если газопровод будет уже достроен. Сумма штрафа практически достигает стоимости проекта.

Если «Газпром» достроит трубопровод, Поляки могут потребовать арест имущества на размер штрафа – под ударом акции. Но таких денег им никто не даст и поляки это понимают. Поведение UOKiK усложняет жизнь «Газпрому», однако не угрожает проекту», - уверен эксперт.

Ранее потенциальные участники строительства «Северного потока – 2», корабль снабжения «Остап Шеремета» и спецсудно «Артемис Оффшор», вышли из порта Калининграда и направились в сторону Германии. Пунктом назначения суден является порт немецкого города Мукран, куда они должны прибыть 5 ноября.

Красная нить польских претензий

В начале октября текущего года польский UOKiK оштрафовал «Газпром» на 29 млрд злотых, то есть на $7,6 млрд. Глава регулятора Томаш Хрустный оправдал такое действие «строительством газопровода без согласия антимонопольного органа Польши».

Платить обязали и европейских партнеров проекта, среди которых компании Engie Energy, Uniper, OMV, Shell и Wintershall. Им выписали штрафы в размере более 234 млн злотых или по $61 млн. Кроме того, организации обязали разорвать договоры о финансировании проекта в течение 30 дней.

До этого польский государственный антимонопольный регулятор отличился тем, что весной 2019 года предъявил обвинения «Газпрому» и его партнерам в нарушении антимонопольного законодательства республики из-за финансирования строительства газопровода.

Позднее UOKiK оштрафовал французскую Engie на 172 млн злотых, то есть на $45 млн за не предоставление информации по делу. На этом регулятор не остановился и в начале текущего года отправил в «Газпром» запрос на предоставление новых сведений в рамках разбирательства.

Российская компания в свою очередь ответила просьбой обосновать обращение UOKiK. На попытку «Газпрома» постоять за себя регулятор выписал штраф на €50 млн евро, прикрыв порты отказом российской организации сотрудничать.

Справедливости ради

Польская сторона наложила на транснациональную энергетическую компанию из России максимальную санкцию, предусмотренную законодательством республики по такому делу. В «Газпроме» отметили, что запрошенная UOKiK информация не имела никакой связи с предметом антимонопольного расследования.

«Очередная претензия антимонопольного государственного регулятора республики – вопиющий случай и произвол. Когда «Газпром» начинал воплощать в жизнь проект «Северный поток – 2», он хотел в компании-операторе продать по 10% акций пяти европейским компаниям, а остальные 50% оставить себе. Но для этого нужно было получить разрешение от антимонопольных органов всех стран, где организации ведут бизнес», - рассказал эксперт.

Разрешение выдали все, кроме Польши, то есть UOKiK запретил продавать доли акций в швейцарской компании-операторе Nord Stream 2 AG. Поэтому «Газпром» и другие организации выполнили требование польской стороны и не завершили сделку – до сих пор все акции принадлежат российской транснациональной энергетической компании.

В дальнейшем пять европейских компаний, которые принимали участие в сделке, предоставляли «Газпрому» кредиты, выдачу которых не нужно согласовывать с антимонопольными службами.

«Польша это проигнорировала и подала иск на российскую организацию и всех участников несостоявшегося по вине UOKiK соглашения. Однако республике сложно придраться к «Газпрому» и европейским компаниям, потому что те исполнили ровно то, что от них требовал регулятор.

Штраф UOKiK выписал всем участникам. Одно дело, когда «Газпром» судится с европейцами в их судах, а другое, когда с одной стороны выступает польский антимонопольный орган, а с другой – пять крупнейших компаний Европы и российский «Газпром». Это позволит российской стороне рассчитывать на справедливое решение», - констатировал эксперт. 

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 04.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики