Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Кремле подтвердили просьбу Белоруссии о покупке нефтяного месторождения в России

В Кремле подтвердили просьбу Белоруссии о покупке нефтяного месторождения в России

Вопрос «будет прорабатываться в наших соответствующих министерствах и ведомствах», отметил Дмитрий Песков. Пресс-служба Александра Лукашенко утверждает, что Владимир Путин идею поддержал

Белоруссия хочет купить нефтяное месторождение в России. Как передает белорусское госагентство «Белта», об этом стало известно после телефонных консультаций Владимира Путина и Александра Лукашенко. По утверждению пресс-службы белорусского президента, Путин эту идею поддержал.

В Кремле подтвердили, что глава Белоруссии ставил такой вопрос и он прорабатывается. «Пока нет конкретики, вопрос ставился с белорусской стороны, и он будет прорабатываться в наших соответствующих министерствах и ведомствах», — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Может ли осуществиться такая покупка, каким образом и кто будет в выигрыше? Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«По всей видимости, со стороны Лукашенко есть желание получить не новое месторождение из нераспределенного фонда, потому что, во-первых, в нераспределенном фонде остались в основном только средние и мелкие месторождения, ничего крупного там нет, уже все разобрали. Во-вторых, если вы получаете новое месторождение, с нуля его в поле разрабатываете, то, пока это будет происходить, президентский срок Лукашенко может закончиться, если он даже сейчас удержится у власти. Поэтому ему не нужно новое месторождение, ему нужно месторождение, которое уже работает, дает нефть. Логика Лукашенко заключается в том, чтобы получить месторождение и потом выпросить еще налоговые льготы для него. Таким образом, на входе в Беларусь нефть с этого месторождения будет идти дешевая, то есть, по сути, Беларусь хочет приобретать эту нефть по себестоимости, ее у себя перерабатывать, экспортировать нефтепродукты и на этом зарабатывать, как это было всегда. Логика именно в этом. Не сама нефть ему нужна, ему нужна нефть, которая выведена из-под российского налогообложения, то есть отдельно взятый такой островок, где нет налогового маневра и нефть не по мировым ценам в 2024 году будет закупаться, а по льготным. А Россия в логике последних лет будет просить какой-то ответной меры: не просто мы с вами нефтью поделимся, а вы давайте тоже делитесь. И здесь логично было бы, если бы какие-то российские компании либо увеличили долю до контрольной в Мозырском НПЗ, либо приобрели какую-то часть Новополоцкого НПЗ. И это даже для общественности подавалось бы как шаг к интеграции: смотрите, белорусы заходят в нашу добычу, мы заходим в белорусскую переработку, вот она, реальная интеграция. И если будет реализована вот такая схема, тогда логичным было бы предположить, что Беларусь получит не новое месторождение от государства, а она будет взаимодействовать на корпоративном уровне и получит месторождение, которое уже разработано, именно от компании. В этом плане есть два претендента: «Роснефть» и «Газпром нефть», которые и владеют порядка 49% акций в Мозырском НПЗ. Поэтому вполне возможно, что кто-то из них либо продаст белорусской компании долю в каком-то своем проекте, который уже дает нефть, либо возможен такой лайт-вариант, когда просто какое-то месторождение будет освобождаться от НДПИ или будет с пониженным НДПИ и с него нефть будет идти на продажу «Белнефтехиму» по низким ценам. То есть, по сути, должна быть бартерная сделка: месторождение в обмен на долю в НПЗ».

Сейчас Минск покупает в России нефть без уплаты экспортной пошлины, имея более низкую по сравнению, например, с Европой цену. Но из-за налогового маневра в России пошлина к 2024 году обнулится в пользу повышения налога на добычу полезных ископаемых.

Источник: BFM.RU, 05.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики