Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: Россия не отдаст Беларуси месторождение нефти под обещания – Лукашенко нужно будет заключить сделку

Эксперт: Россия не отдаст Беларуси месторождение нефти под обещания – Лукашенко нужно будет заключить сделку

Чтобы получить действующее нефтяное месторождение у России, белорусскому руководству нужно будет отдать что-то взамен – скорее всего, речь пойдет об обмене актива нефти в добыче на актив в переработке.

Соответствующее мнение в эксклюзивном комментарии корреспонденту «Политринга» озвучил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

По мнению эксперта, Президенту Беларуси Александру Лукашенко нужны месторождения нефти, однако не новые, а уже разработанные.

«Потому что, если взять новое месторождение, его нужно будет долго разрабатывать, и к тому времени уже закончится президентский срок Лукашенко. Поэтому Президенту Белоруссии нужны месторождения уже действующие, которые позволят ему получать нефть уже сейчас», - пояснил он.
 
При этом Юшков добавил, что на втором этапе Лукашенко нужно будет фактически вывести это месторождение из-под действия налогового законодательства РФ.
 
«То есть получить на него налоговые льготы на НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых – прим. ред.). Потому что НДПИ повышается сейчас в рамках налогового маневра и приводит к тому, что российская нефть для Белоруссии дорожает. И вот он по сути покупкой месторождения нефти и получения на него льгот хочет уйти от налогового маневра, чтобы по-прежнему закупать российскую нефть дешево, а дальше эти продукты, полученные из нефти, продолжать экспортировать», - указал он.

Эксперт подчеркивает: для того, чтобы сохранить ту модель, которая действовала для Беларуси раньше, когда она покупает дешевую нефть и продает ее уже по мировым ценам, Лукашенко и необходимо разработанное месторождение с действующими льготами.

«Поэтому, скорее всего, у государства Лукашенко не будет приобретать месторождение - Белоруссия купит его у какой-то компании. Потому что у государства в нераспределенном фонде остаются только маленькие и средние месторождения. А во-вторых, там гринфилды, то есть их нужно разрабатывать, а на это уйдет несколько лет. Поэтому, я считаю, Белоруссия захочет купить месторождение у какой-то из российских компаний», - отметил он.

При этом эксперт обращает внимание на то, что у Беларуси нет денег на покупку какого-то довольно крупного нефтяного проекта, который давал бы хотя бы несколько миллионов тонн нефти в год.

«Здесь, скорее всего, возможен определенный бартер, когда Белоруссия получит доступ к какому-то месторождению, когда на это месторождение дадут налоговые льготы, чтобы белорусское руководство могло выгодно покупать нефть. Но в обмен надо что-то дать. Россия ушла от тех времен, когда оказывала Белоруссии помощь просто так - теперь действует довольно прагматичный подход. И в этом плане единственное, что может заинтересовать российские нефтяные компании - чтобы они могли поменять актив в добыче на актив в переработке. То есть, либо надо будет отдавать контрольный пакет в Мозырском НПЗ, либо отдавать какую-то долю в Новополоцком НПЗ», - убежден он.

Юшков считает, что логичным будет, если Беларусь договорится на этот счет либо с «Роснефтью», либо с «Газпромнефтью».

«В Мозырском НПЗ, например, порядка 49% принадлежит компании “Славнефть”, которая на паритетной основе принадлежит “Роснефти” и “Газпромнефти”. Поэтому логично было бы договариваться именно с этими копаниями, чтобы они предоставили актив нефтедобычи, а Белоруссия тогда отдавала бы актив переработки. Также это можно будет представить как часть интеграции. Мол, вот смотрите, мы интегрируемся, вот производственная цепочка. Вот добыча заходит в Беларусь и перерабатывается российскими компаниями и т. д. Но вопрос в том, захочет ли белорусское руководство отдавать какие-то активы с переработки. Потому что до этого они намертво стояли, чтобы переработку России не отдавать», - рассказал он.

В то же время Юшков акцентирует внимание на том, что в этом случае Россия не будет на слово верить белорусскому руководству и отдавать сначала месторождения, а потом ждать каких-то профитов.

«Это должна быть комплексная сделка. Если Белоруссия хочет получить месторождение без всего этого, то тогда российское руководство пошлет белорусские компании в общую очередь. Мол, периодически “Роснедра” проводит аукционы. И тогда сначала вставайте в общую очередь, заплатите за лицензию, потом несколько лет будете вкладывать в то, чтобы разработать месторождение, построить инфраструктуру и тогда получите нефть. Поэтому здесь будет жесткая позиция РФ – вы нам одни активы, мы вам другие, и тогда будем договариваться. Должна быть прагматическая позиция со стороны РФ», - подытожил он.

Напомним, что Президент Беларуси Александр Лукашенко в телефонном разговоре с российским лидером Владимиром Путиным озвучил инициативу о возможном приобретении Минском нефтяного месторождения на территории России. Путин, в свою очередь, поддержал идею белорусского коллеги.

Источник: Белорусский политринг, 05.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики