Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Одной возобновляемой энергией человечество сыто не будет

Одной возобновляемой энергией человечество сыто не будет

К вопросу о том, вытеснит ли зелёная энергетика голубое топливо

Статья первая

Согласно расхожему мнению экологов и «зелёных» экономистов, смягчение последствий климатических изменений (при этом, что они могут собой представлять, однозначно не определено) возможно лишь через отказ от традиционных энергоносителей с «ископаемой» родословной и переход на возобновляемые виды энергии (ВИЭ). Никто и не отрицает, включая архонтов нефтегазового бизнеса, безусловную привлекательность ВИЭ для сбережения окружающей среды. Сама по себе энергия, полученная от ветряков, приливной волны и солнечных лучей, экологически благонадёжна.

Однако дьявол кроется в деталях. Эти детали и будут определять темпы «энергетического перехода» и степень заинтересованности в ВИЭ конкретных стран, очень различающихся по уровню экономического и технологического развития.

Примечательно двойное признательное показание Игоря Сечина, главного исполнительного директора компании «Роснефть», сделанное им на XIII Евразийском экономическом форуме в Вероне. Технологический прогресс, как он выразился, «позволит как повысить доступность возобновляемых источников энергии, так и значительно снизить экологические последствия от использования традиционных нефти и газа». И второй принципиальный момент: «Долгосрочные перспективы спроса на энергию будут определяться развитием технологий и темпами энергетического перехода, а также обостряющимися противоречиями между экономическим ростом и целями по сокращению парниковых выбросов».

Иными словами, совершенствование технологической базы ВИЭ снизит себестоимость и, соответственно, необходимость в их изобильном субсидировании из кармана налогоплательщиков. Этот процесс будет идти параллельно с модернизацией добычи, производства и потребления традиционных видов энергии, что, в свою очередь, уменьшит их «углеводородный след». Недальновидны те, как заметил Константин Симонов, кто утверждает: «Часто слышим, что, хотя природный газ выделяет меньше всего CO2, он всё равно должен умереть, пусть даже последним».

В действительности на всё время «энергетического перехода» (теперь это устоявшийся термин) будет востребован именно природный газ как «самый экологически чистый источник ископаемого топлива», заявил на веронском форуме Леонид Михельсон, председатель правления компании «Новатек». Доказательство: с 2015 года ежегодные объемы потребления газа в мире выросли на 450 млрд. кубометров, что позволило значительно снизить эмиссию CO2 за счёт замещения угля в энергобалансе. К потребителям СПГ за последние пять лет присоединилось ещё 11 стран, теперь их более 40.

Если в Европе до сих пор используется угольная генерация (классическим примером служит Польша), то в Азии она преобладает. «Для многих развивающихся стран, где до сих пор велика доля угля, переход на газ сегодня является единственной возможностью снизить влияние на экологию, не ограничивая экономический рост», – подчеркнул Леонид Михельсон. «При этом уже сейчас доступны технологии, позволяющие минимизировать выбросы парниковых газов по всей цепочке потребления метана до незначительных уровней».

«Уверен: рост доли природного газа в мировом энергобалансе будет играть ключевую роль в улучшении экологии минимум в ближайшие 20 лет», – заключил глава «Новатэка».

Что до обольщения достоинствами ВИЭ, стоит задаться вопросом: где в Европе самые высокие тарифы на электроэнергию для потребителей? Ответ: в Дании и Германии, в странах, где самая высокая доля в энергобалансе принадлежит возобновляемым источникам, которые до сих пор требуют колоссальных субсидий из государственной казны…

Ясно одно: одной возобновляемой энергией человечество сыто не будет. Не сможет удовлетворить растущий спрос. Пока. Подсчитано Международным энергетическим агентством (МЭА), что достижение цели по нулевым и чистым выбросам в ближайшие 10 лет потребует не менее 28 триллионов долларов в качестве инвестиций, а теоретический вариант полного отказа от ископаемого топлива за десятилетку обойдётся не менее чем в 50 триллионов долларов.

Более того, эксперты предполагают, что в этом случае возможен дефицит металлов, необходимых для производства оборудования, как например, аккумуляторов для хранения энергии, произведённой на солнечных и ветровых станциях. При этом, как говорилось в докладе аналитиков «Роснефти», «отдельные виды металлов добываются в сложных юрисдикциях, а также могут быть чрезвычайно токсичны, например кадмий».

На чашу весов ложится и чисто финансовый аспект. Цена вопроса. Не все страны могут позволить себе активное развитие ВИЭ. Пока ещё несовершенство технологической платформы сектора делает эту энергию удовольствием не из дешёвых. Подтверждение находим в статистике распространённости «зелёной энергетики»: 80 процентов выработки электроэнергии с помощью солнечных и ветровых генераторов приходится… всего на 10 стран.

«Ускоренный переход к возобновляемым источникам может также привести к инвестиционному дисбалансу: недоинвестирование в поддержание добычи нефти и газа приведёт к резком росту цен на все виды энергоносителей, а не только на нефть и газ», – отметил Игорь Сечин, избежав обвинений в отрицании прогресса. «В ближайшие десятилетия мы с большой вероятностью увидим симбиоз традиционной и возобновляемой энергетики, совместно решающих климатические проблемы и удовлетворяющие нужды потребителей в доступной энергии».

Итак, симбиоз – вот ключевое понятие для начавшегося «энергетического перехода». Мы, вероятно, доживём до «светлого безуглеродного будущего», но наступит оно не завтра и не послезавтра.

Автор: Владимир Михеев

Источник: Фонд стратегической культуры, 06.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики