Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В правительстве Мишустина прошли масштабные перестановки

В правительстве Мишустина прошли масштабные перестановки

Зачем понадобились замены в ключевых блоках кабинета министров

Главы Минприроды, Минтранса и Минстроя, назначенные еще при Дмитрии Медведеве, ушли в отставку. Их места займут кандидаты Михаила Мишустина, а нефтяники и энергетики получат собственного куратора вице-премьера

Утром в понедельник, 9 ноября, президент Владимир Путин отправил в отставку руководителей сразу трех министерств — Минтранса (Евгения Дитриха), Минприроды (Дмитрия Кобылкина) и Минстроя (Владимира Якушева), а также ввел должность десятого вице-премьера, которую займет переведенный с поста министра энергетики Александр Новак.

Премьер Михаил Мишустин, в свою очередь, предложил Госдуме в качестве кандидатов на освободившиеся места гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева (должен возглавить Минтранс), предправления «РусГидро» Николая Шульгинова (Минэнерго), главу Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова (перейдет в Минприроды), руководителя Фонда развития Дальнего Востока Алексея Чекункова (Минвостокразвития) и первого замминистра строительства Ирека Файзуллина (Минстрой). Он также выдвинул Новака на пост вице-премьера.

Все кандидаты «имеют большой опыт эффективного решения задач в различных отраслях, хорошо зарекомендовали себя на предыдущих местах работы», отметил премьер.

Почему меняют глав ключевых министерств

Перестановки в правительстве касаются четверти состава кабинета министров — пяти из 21 министерства. В случае одобрения Госдумой этих кандидатов (голосование состоится во вторник, 10 ноября) Путин подпишет указы об их назначении в правительство.

Все уволенные министры — транспорта, природных ресурсов и строительства — пришли в правительство Дмитрия Медведева в мае 2018 года и сохранили свои посты в январе 2020 года, когда тот ушел в отставку и Белый дом возглавил Мишустин. Смена части кабинета министров означает завершение формирования нового состава правительства, именно правительства Мишустина, подчеркивает политолог Петр Быстров. В начале года были заменены практически все вице-премьеры, руководство аппарата правительства и министры социального блока — образования, здравоохранения, культуры, напомнил он. Сейчас произошло окончательное формирование нового кабинета, произошла замена министров, отвечающих за доходную часть бюджета, — Минприроды, Минэнерго и Минтранса. «Это, конечно, свидетельствует об усилении роли председателя правительства и показывает, что президент продолжает ему доверять», — считает Быстров.

У Мишустина было достаточно времени с момента назначения, чтобы оценить работу прошлого состава кабинета, и сейчас он производит точечные изменения, добавляет политконсультант Дмитрий Фетисов.

Кроме того, к некоторым министрам были серьезные претензии, напоминает он. Так, Минприроды при Кобылкине критиковали за реализацию мусорной реформы и нацпроекта «Экология». В сентябре аудиторы Счетной палаты заявили, что ситуация с мусорными полигонами в России «близка к критической», так как при нынешних темпах роста объемов твердых коммунальных отходов — 1–2% в год — в 32 регионах их мощности будут исчерпаны до 2024 года, а в 17 из них — уже до 2022 года. Но в ответ на это в Минприроды поясняли, что ситуация с переработкой отходов находится под постоянным контролем ведомства — оно взаимодействует с регионами для оперативного решения возникающих вопросов.

Перед Кобылкиным стояла тяжелая задача — сдвинуть с места огромный, «неподъемный пласт мира отходов», который еще ни разу не затрагивался со времен распада Советского Союза, замечает замглавы комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева. По ее словам, самой большой проблемой реализации реформы стало отсутствие слаженной и эффективной команды, которая бы скрупулезно разрабатывала и последовательно проводила ее, «а не тянула ее в разные стороны, из-за чего терялось время». Впрочем, вице-премьер Виктория Абрамченко (курирует в правительстве экологию) считает, что вместе с Кобылкиным ей удавалось решать «непростые задачи», в том числе не допустить массовых банкротств региональных операторов по вывозу отходов и мусорных коллапсов, написала она на своей странице в Instagram.

К главе Минтранса также были претензии, его отставка могла состояться еще весной, но из-за сложной ситуации, вызванной коронавирусом, этот вопрос отложили, говорил РБК источник, знакомый с одним из претендентов на пост главы министерства. Савельев — «единственный, кто адекватно проявил себя в кризисной ситуации, в которой оказалась транспортная отрасль из-за пандемии коронавируса», поэтому его назначение вполне логично, говорит источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота».

Савельев и Мишустин давно знают друг друга, говорит знакомый главы авиакомпании. Когда Федеральная налоговая служба, которую возглавлял премьер, вводила «витрину данных налогового мониторинга», «Аэрофлот» стал одной из первых компаний, которая приняла участие в эксперименте. Специалисты налоговой службы получили онлайн-доступ к детальным расшифровкам налоговой и бухгалтерской отчетности компании вплоть до первичного документа.

Зачем Мишустину еще один заместитель

В правительстве Мишустина, сформированном в конце января 2020 года, не было отдельного куратора ключевой отрасли — топливно-энергетического комплекса. Эти полномочия вместе с гражданской промышленностью от Дмитрия Козака (стал помощником президента) перешли вице-премьеру по военно-промышленному комплексу Юрию Борисову. Что именно будет курировать Александр Новак, официально пока не объявлялось, но, как уточняют три источника РБК в правительстве, ему перейдет именно ТЭК.

Новый вице-премьер, который возглавлял Минэнерго с 2012 года, является одним из авторов сделки России со странами ОПЕК о сокращении добычи нефти (ОПЕК+). В марте 2020 года из-за разногласий Москвы и крупнейшего члена ОПЕК Саудовской Аравии соглашение было расторгнуто — это привело к ценовой войне и резкому обвалу нефтяных котировок, которые достигали исторических минимумом (в США цены на нефть впервые в истории упали ниже нуля). На этом фоне участникам соглашения ОПЕК+ удалось договориться о новом рекордном сокращении добычи почти на 20% начиная с 1 мая, что привело к восстановлению котировок до уровня $40 за баррель и выше (9 ноября нефть марки Brent торговалась по $42,8 за баррель).

В последующих действиях нового вице-премьера могут быть реализованы различные сценарии. Во-первых, Новак может стать вице-премьером, который возьмет на себя только ОПЕК+ и продолжит вести переговоры на более высоком уровне, что покажет саудовским партнерам рост значимости сделки, отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Еще один сценарий — Новак может рискнуть реализовать ту задачу, которая не получилась у Козака, — стать отраслевым вице-премьером, который активно занимается реформированием отрасли и решает ее ключевые вопросы, замечает эксперт. «Но здесь есть большой риск не справиться, поскольку в нефтегазовой отрасли множество корпоративных конфликтов между конкретными компаниями», — предупреждает он.

Но новый куратор отрасли, выступая перед депутатами Госдумы, сказал, что его задачи не ограничатся сделкой с ОПЕК и будут включать вопросы, касающиеся стратегического развития энергетики и стимулирования инвестиций. «В нефтегазовом комплексе мы должны создать стимулирующие меры для более эффективного использования действующих месторождений в Западной Сибири — там есть большой потенциал. Мы должны продолжить вопросы газификации нашей страны, наших регионов, мы должны приоритетное внимание уделить развитию нефтегазохимии», — сказал он.

Новак — доверенный переговорщик Путина на внешних рынках, отмечает политолог Евгений Минченко. Сейчас перед ним стоит задача адаптировать российскую энергетическую стратегию к меняющимся условиям, в том числе к смене администрации в США, уверен он. «Избранный президент Джо Байден будет менее агрессивно лоббировать интересы нефтяников и газовиков, чем Дональд Трамп, но зато будет продвигать климатическую повестку», — добавил он.

Авторы: Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова, Евгения Кузнецова

Источник: РБК, 09.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики