Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия решила атаковать Польшу в газовой войне ее же оружием

Россия решила атаковать Польшу в газовой войне ее же оружием

У "Газпрома" больше аргументов для повышения стоимости газа, чем у Польши на ее снижение, считают опрошенные "Прайм" эксперты. И все же потеря очередного внешнего рынка для "Газпрома" влечет за собой существенные имиджевые риски, поэтому есть вероятность, что Польша и Россия найдут компромисс в цене на газ.

"Газпром" в ответ на недавнее требование польской PGNiG снизить цену контракта на поставку газа в республику направил встречное предложение — повысить цену поставок. Польская компания его не оценила: по ее мнению, запрос "Газпрома" не оправдан и не соответствует формальным требованиям, указанным в Ямальском контракте, а значит, не имеет силы.

Долгосрочный контракт на поставку российского газа в Польшу по новому газопроводу "Ямал-Европа" действует с 1996 года и предусматривает поставку почти 10 миллиардов кубометров газа в год. Договор действует до 2022 года, и польская сторона регулярно заявляет о нежелании его продлевать. PGNiG ведет переговоры об изменении цены с 1 ноября 2017 года, поэтому решила отправить запрос на новое снижение спустя три года. 

 

НА СОБСТВЕННЫЕ ГРАБЛИ

Требование Польши предоставить ей скидку на газ эксперты предлагают рассматривать, как поражение республики в газовом споре с РФ.

В марте текущего года PGNiG выиграла спор с "Газпромом" о пересмотре цен на поставки с ноября 2014 года. Стокгольмский арбитраж в марте этого года утвердил новую формулу расчета цены на российский газ и обязал "Газпром" вернуть польской компании около 1,5 млрд долларов.

Сейчас продолжает действовать решение Стокгольмского арбитража об изменении формулы цены на газ — Польша покупает его на основании котировок на рынках ЕС. Но теперь это не выгодно, предыдущая формула цены для Польши была бы более выгодной, считают эксперты.

"Польское требование об изменении цены необоснованно и, вероятно, сделано в продолжении политического троллинга своих энергетических партнёров", — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

А вот у "Газпрома" аргументы для повышения цен в рамках долгосрочного контракта действительно есть. Повышение экспортных цен "Газпром" может обосновать хотя бы тем, что за последние несколько месяцев на спотовых площадках в Европе цены выросли в несколько раз, отмечает он.

Этой осенью спотовые цены на газ в европейских хабах колеблются в пределах 160-180 долларов за 1 тысячу кубометров, а средние экспортные цены "Газпрома" составят 120−130 долларов за тот же объем.

"Второй момент, который тоже имеет место быть – это то, что Польша сейчас контрактует газ существенно дороже из других источников, чем по контракту с "Газпромом". И если она покупает газ по более высоким ценам, почему бы и нам не повысить цены", — рассуждает Гривач.

И все же с позиции "Газпрома" потеря очередного внешнего рынка влечет за собой существенные имиджевые риски с соответствующими последствиями. Поэтому есть вероятность, что Польша и Россия найдут досудебный компромисс при существующей в настоящее время цене, считает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко.

ПОРАЖЕНИЕ ПОЛЬШИ

В случае же, если компромисса достигнуть не удастся, Польша теоретически может отказаться от российского контракта в пользу американского СПГ, но это будет носить лишь политический характер, считают эксперты.

В конце прошлого года поляки уже заявляли об отказе продления контракта с "Газпромом" после 2022 года. Тогда Варшаву не устраивала завышенная цена на газ, а также оговорённая в договоре система "бери или плати". Амбициозные польские власти всерьез собирались отказаться от российского газа и полностью перейти на альтернативные энергопоставки.

"После 2022 года страна планирует перейти на покупки СПГ из США и Катара, а также на трубопроводный газ из Норвегии через газопровод Baltic Pipe", — отмечет экономический эксперт Роман Алеев.

Однако этот шаг не является приоритетом для польской экономики, поскольку финансовая составляющая такой рокировки сработает не в ее пользу, но может добавить политических рейтингов в выстраивании отношений с новой американской политической элитой, заключил Чередниченко.

Автор: Валерия Княгинина

Источник: ПРАЙМ, 10.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики