Спор «Газпрома» и польской компании PGNiG по цене на газ основан на условиях «Ямальского контракта», отмечает заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
«Газпром» ответил на инсинуации PGNiG
Российские компании ПАО «Газпром» и ООО «Газпром экспорт» направили предложение польским коллегам из PGNiG пересмотреть цену контракта на поставку газа. Так в России ответили на требование Польши снизить стоимость сырья.
Поляки потребовали уменьшить цену на российский газ, поступающий в страну, начиная с 1 ноября 2020 года.
В «Газпроме» считают, что польские требования не соответствуют условиям, заложенным в «Ямальском контракте», который был заключен Москвой и Варшавой в 1996 году и до сих пор определяет двусторонние газовые отношения.
Поставки осуществляются через газопровод «Ямал – Европа», проложенный из России и в Германию через территорию Белоруссии и Польши. Минимальный объем поставок в Польшу гарантируется принципом «качай или плати» на уровне в 8,7 млрд кубов газа.
В среднем поляки покупают у России по «Ямальскому контракту» порядка 10 млрд кубов газа в год.
«Перед нами ответ «Газпрома» на действия польского партнера, направленные на пересмотр цен на газ. Компания PGNiG сделала это, пользуясь контрактным правом: там предусмотрена возможность изменения цен раз в три года», - заключает Гривач.
Каждая из сторон – как «Газпром», так и PGNiG, может раз в три года предъявлять требования к партнеру по пересмотру цен, и неважно – в сторону их повышения или понижения.
«Поляки воспользовались правом пересмотреть условия контракта и получили в ответ встречное требование «Газпрома». Конъюнктура рынка сегодня сложная: за последние несколько месяцев цена на газ на рынке ЕС успела вырасти в несколько раз. Кроме того, Польша контрактует газ из нероссийских источников и по более высоким ценам», - констатирует Гривач.
В такой ситуации встречное требование «Газпром экспорта» является правильным дипломатическим ходом российской стороны.
«Переговоры по ценам носят встречный характер. Когда одна из сторон запрашивает пересмотр цены, вторая – либо принимает такое требование, либо нет, а в этом случае «Газпром» решил сделать ответное заявление. Позиция российской компании базируется на тезисе, что цена на газ для Польши не соответствуют рынку из-за ее слишком невысокого уровня, - резюмирует Гривач.
Польша останется импортером российского газа
В 2019 году Польша импортировала 13,47 млрд кубов природного газа. Рекорд поставок был в 2018 году и составляет 13,85 млрд кубов. В 2019 году «Газпром экспорт» поставил в Польшу 9,73 млрд кубов газа.
Поляки на политическом уровне грозятся отказаться от соглашения с Россией и сделать ставку на американский сжиженный природный газ (СПГ), но терминал в Свиноустье хоть и работает, не является приоритетом польской экономики.
В 2019 году компания PGNiG импортировала 3,43 млрд кубов СПГ (после регазификации) из США, Катара и Норвегии. Это на 25% больше объемов предыдущего года. Однако американцы в этих поставках не лидеры.
В 2017 году российский импорт составлял 63% польского потребления, собственное производство – 26%, а СПГ – 11%. Тогда же были опубликованы планы Варшавы по полному отказу от импорта газа из РФ к 2022 году.
По этим планам производство газа в Польше сократится до доли в 20% от внутреннего потребления, доля СПГ вырастет до 37%, а газ из Норвегии займет место российского с долей в 43%. Этот вариант возможен в случае запуска «Северного потока – 2». Тогда ФРГ откажется от норвежского газа в пользу российского, а Осло начнет поставки в Польшу через газопровод Baltic Pipe.
Пока не построены ни «Северный поток – 2», ни Baltic Pipe, да и закупкам СПГ рачительные поляки явно предпочтут российский газ. Таким образом, с польским газовым направлением для «Газпрома» ничего не ясно.
«Поляки наращивают закупки СПГ, но не такими большими темпами, как они заявляли. Польша подписала ряд соглашений с американскими контрагентами, но с точки зрения экономики они имеют негативный эффект. Так было с катарским контрактом, когда сырье обходилось полякам дороже поставок из России», - заключает Гривач.
Поляки объясняют эти сверхрасходы платой за «энергетическую независимость».
Варшава решила отказаться от Ямальского контракта, после чего польские закупки газа будут происходить по типовым правилам Евросоюза, когда покупатель покупает необходимые объемы на бирже по спотовым сделкам.
«Ямальский контракт не противоречит европейскому законодательству, но он действительно истекает. Польша неоднократно заявляла, что не будет продлевать или перезаключать базовое соглашение. С одной стороны – это переговорная позиция поляков, а с другой – возможно, это политическая установка, напрямую не связанная с экономикой», - констатирует Гривач.
Споры в Варшаве обычно идут не по энергоэффективности и ценовой обусловленности поставок, а по энергобезопасности и другим геополитическим аспектам. Они сегодня в ходу в Польше из-за политики правящей партии.
«Польша заняла линию проводника американских газовых интересов в ЕС, но польский энергобаланс является заложником климатических обязательств, из-за которых газовый импорт в эту страну должен расти», - резюмирует Гривач.
В среднесрочной перспективе полякам придется увеличить потребление газа, чтобы заместить свою угольную генерацию.