Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые сети запутались в согласованиях

Газовые сети запутались в согласованиях

Минэнерго раскритиковало проект правил доступа к ним

В правительстве, которое много лет не может согласовать правила недискриминационного доступа к магистральным газопроводам, затянулся процесс согласования аналогичного документа относительно сетей газораспределения. Минэнерго указало разработчику постановления — Федеральной антимонопольной службе (ФАС) — на целый ряд неточностей, устранять которые регулятор не спешит. Эксперты отмечают, что правила, которые важны для реализации программы газоснабжения, уже давно пора утвердить.

Как стало известно “Ъ”, в середине сентября заместитель главы Минэнерго Павел Сорокин направил в ФАС ряд замечаний к разработанному регулятором проекту постановления о недискриминационном доступе к услугам по транспортировке газа по сетям газораспределения. Разработка документа началась еще пять лет назад, поясняет источник “Ъ” в правительстве. Она шла параллельно с формированием правил недискриминационного доступа к магистральным газопроводам, варианты которых в правительстве не могут согласовать еще с 2000-х годов.

В своем сентябрьском письме Минэнерго указывает на ряд существенных неточностей в проекте ФАС. Так, «понятийный аппарат проекта правил нуждается в существенной доработке с учетом норм законодательства». Кроме того, пишет господин Сорокин, используются некорректные наименования терминов или неустоявшиеся, двусмысленные словосочетания, категории оценочного характера, что недопустимо для нормативных актов.

В Минэнерго отмечают, что ФАС хочет ввести в правила новую правовую конструкцию — договор поставки газа на потери газораспределительной организации (ГРО).

Это заведомо предполагает наличие потерь газа в системе газораспределения — как коммерческих, так и технологических, которые обязаны будут оплачивать потребители услуги по транспортировке газа, согласно объемам, указанным в договоре. «Смысл введения указанной правовой конструкции представляется неясным»,— говорится в письме.

Также в Минэнерго говорят о неурегулированности вопросов заключения многостороннего договора на транспортировку газа по смежным ГРО, его поставки и транзита по сетям собственников, не оказывающих услуги по транспортировке газа, в том числе по бесхозяйным сетям. По тексту проекта постановления, пишет Павел Сорокин, есть значительное число замечаний юридического и технического характера, в связи с чем документ требует существенной доработки.

По данным источников “Ъ”, в ФАС до сих пор не ответили на замечания. В самой службе комментировать ситуацию не стали.

Заместитель главы ФНЭБ Алексей Гривач отмечает, что потребность в систематизации работы объектов газораспределения, у которых много собственников, а некоторые остаются бесхозными, назрела давно.

По его словам, ГРО и сети играют важную роль в реализации программы газоснабжения РФ. Эксперт считает, что сроки согласования и принятия документа сложно прогнозировать, так как работа над ним может идти параллельно с подготовкой связанных нормативных актов, что затянет процесс. В то же время Алексей Гривач не видит между министерствами острых разногласий — речь идет скорее о доработке сырого документа и уточнении формулировок. Однако, по его мнению, необходимо быстро принять правила: без них развитие газификации в ряде случаев может оказаться проблематичным.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 10.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики