Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Какой будет цена на российский газ? Это зависит только от Белоруссии

Какой будет цена на российский газ? Это зависит только от Белоруссии

Белоруссия и "Газпром" начали договариваться по поставкам газа на 2021 год. Результаты переговоров зависят от того, как в Минске понимают отношения с Москвой.

"Газпром" объявил о старте переговоров по поставкам российского газа в Белоруссию в 2021 году. Накануне состоялась рабочая встреча председателя правления компании Алексея Миллера и министра энергетики Белоруссии Виктора Каранкевича, говорится в пресс-релизе на сайте компании.

Вопрос погашения задолженности белорусских потребителей за поставки российского газа полностью урегулирован, говорится в сообщении. В связи с этим стороны посчитали возможным обсудить заключение нового контракта на поставку газа и его транспортировку через территорию республики. Текущий контракт действует до конца текущего года. Был заключен 14 февраля 2020 года.

В прошлом году переговоры были трудные. Чего ожидать в этом году, Baltnews спросил у эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, преподавателя Финансового университета при правительстве РФ Станислава Митраховича.

"Переговоры с Белоруссией, действительно, часто бывают сложными. На данном этапе развития отношений Россия субсидирует Белоруссию за счет тех цен, по которым поставляет ей газ. Они гораздо ниже, чем цены в долгосрочных контрактах по поставке газа, например, в страны Евросоюза. Белоруссии этого мало. Она хочет дополнительного снижения цен, поэтому не пускает российские компании для продажи газа напрямую на территории Белоруссии, конечным белорусским потребителям", – пояснил эксперт.

Схема работает так: компания "Газпром" не может прийти в Белоруссию и продать газ напрямую конкретной компании в Белоруссии, потребляющей этот газ. "Компания "Газпром" должна продавать газ белорусскому посреднику, который принадлежит правительству Белоруссии. Дальше он накручивает цены в несколько раз и продает газ. И Белоруссии, и конечным потребителям [газ обходится] намного дороже. Белоруссия Россию не пускает на рынок", – объяснил Митрахович.

Успех переговоров напрямую зависит от позиции Белоруссии. Если Белоруссия пустит Россию на рынок, тогда можно будет ставить вопрос о снижении цены и коррекции формулы.

"Надо допустить Россию к приватизации активов Белоруссии. Можно ставить тогда вопрос о том, чтобы Белоруссия подписала и стала реализовывать интеграционные документы: о создании единого налогового пространства, общего гражданского кодекса, эмитента валюты. В противном случае непонятно с точки зрения энергетики, зачем вообще снижать цены".

На этот раз в энергетику вмешалась политика, и этот фактор нельзя игнорировать. Пока обстановка в Белоруссии нестабильная, Россия сочла нужным пойти на определенные уступки, указал эксперт – что и было сделано.

Дело в том, что последнее время Белоруссия накапливала долг за газ. В рамках программы поддержки Россия выдала Белоруссии кредит, из которого будет выплачиваться газовый долг. В перспективе рабочую схему надо менять.

"В будущем надо жить не по принципу: пусть Россия даст денег в долг и снизит цену на газ. Нужно договариваться... Это принципиально значимо. Если Белоруссия покажет готовность к масштабной интеграции, то в этом случае Россия будет двигаться к созданию общего энергетического рынка и прочих общих рынков. В этом случае цена на газ будет ниже. Но пока Белоруссия уклоняется от масштабной интеграции, жаловаться на цены им не приходится. Да и кому жаловаться? Накапливали же долги весной, летом", – отметил Митрахович.

Исходя из всего вышеперечисленного вывод один – необходимо общее понимание будущего российско-белорусских отношений, из чего будут вытекать и дальнейшие предложения России по условиям поставок газа.

Источник: Baltnews.lv, 12.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики