Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за сентябрь 2020 г.

Топ-лист событий за сентябрь 2020 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за сентябрь 2020 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Ужесточение фискальных мер для нефтяной отрасли

    Это, безусловно, главный хит сентября. Суммарный эффект нововведений оценивается более чем в 300 млрд дополнительных изъятий из нефтяной индустрии. Но, правда, около 100 млрд отрасль получит в виде такого кэшбека. Не отрасль, конечно, а точнее, несколько компаний – «Роснефть», которая заранее договорилась о льготах и единственная поддержала по этой причине новации, «Газпром нефть», и ещё «Татнефть» успела небольшой кэшбек получить. Но в целом очевидно совершенно, что в ситуации с бюджетным кризисом у Минфина по-прежнему нет другого инструмента, как опять залезть в карман к нефтяникам с предположением, что всё равно они хорошо зарабатывают. И следующий год будет очень тяжелым для отрасли, которая окажется под двойным ударом: новые налоги, сделка ОПЕК+ с возможно очень жесткими ограничениями и низкие цены на нефть, которые сохранятся, скорее всего, на весь 2021 год. С высокой степенью вероятности, это будет самый тяжелый год за последние, наверное, 15 лет для российских нефтяников. Но, увы, наша власть так и не научилась зарабатывать деньги на чем-то другом. И поэтому, когда вы очень голодны, приходится опять думать о том, как бы пустить курицу, несущую золотые яйца, под нож.

  2. Решение саудитов о скидках на октябрь и последовавшее за этим снижение нефтяных цен

    Сентябрь в этом плане оказался не самым приятным месяцем, хотя вообще, конечно, с марта 2020 года мы ничего особо приятного и не видим на рынке. Но саудиты показали, что по-прежнему готовы к жесткому давлению на Россию. Их главная задача – как можно сильнее затащить Россию в историю с сокращениями, и они эту задачу будут ставить, в том числе и шантажируя демпингом на рынке. Это тот инструмент, которым они добили цены в марте.

  3. Задержание замминистра энергетики России Анатолия Тихонова

    Это очень громкое событие с шумными обвинениями (Тихонова обвинили в хищении как минимум 603 млн руб., выделенных ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России для создания информационной системы). Вообще вот эта идея цифровой карты отрасли очень красивая, и она бы очень пригодилась в ситуации сделки с ОПЕК+, но, опять же, даже после обвинений, предъявленных Тихонову, очень сложно сказать, в каком состоянии находится разрабатываемая система. А ведь это интересно. Ну и, кстати сказать, задержание Тихонова, который был очень близок к министру, привело, спустя продолжительное время, к интересным последствиям (Новак покинул кресло министра, но при этом пошел на повышение – стал вице-премьером правительства). Сыграло ли в этом какую-то роль задержание замминистра? Вероятно, да, но разрешилось всё это нетривиальным образом.

  4. Переговоры с Белоруссией по энергетическим вопросам

    В сентябре ситуация в Белоруссии была очень тяжелой. В итоге Лукашенко удержал власть, но, конечно, вынужден был броситься в Москву с просьбами о спасении. Москва же проявила удивительную лояльность в отношении Лукашенко: выдала ему кредит, из которого он погасил задолженность по газу, и всячески заверила в том, что будут сохранены поставки нефти в Белоруссию. Казалось бы, прижатый к стенке Лукашенко должен был пойти на условия Москвы по всем вопросам, в том числе и по нефтегазовым, но, тем не менее, Москва в очередной раз проявила удивительный гуманизм в отношении своего соседа.

  5. Обсуждение форсажа газификации в Российской Федерации

    Правительство должно подготовить ответ на официальное поручение Путина разработать план завершения газификации, полной и без привлечения средств граждан. И вот сентябрь прошел в обсуждении этой темы. Даже «Единая Россия» подключилась, начали искать средства на эту газификацию. Последовало бурное обсуждение. Всё это здорово и правильно, только, конечно, немного смущает, что уже в октябре все про эту историю забыли. А ведь нельзя сказать, что газификация завершена. И вопрос о финансировании опять куда-то на второй план ушел, и вопрос о том, как это будет делаться – обещали через систему «единого окна», через Госуслуги принимать заявки. Пока ничего этого не было. Поэтому всплеск такого газификационного хайпа пока еще к практическим результатам не привел.

  6. Коррекция инвестиционной программы «Газпрома»

    «Газпром» - компания, которая обладает одной из самых больших инвестпрограмм в стране. Это один из самых крупных заказчиков. Поэтому, конечно, все внимательно смотрят: здесь отражение общей экономической ситуации, общей конъюнктуры. Все режут, «Газпром» тоже, естественно, один из участников этого процесса. А это снова нас выводит на мысль о тяжелом 2021 годе, который в экономическом плане обещает быть гораздо жестче 2020.

  7. Усиление рисков срыва реализации проекта «Северный поток – 2» из-за инцидента с Навальным

    История сопровождалась огромным скандалом. Навальный оказался именно в Германии, именно немецкие врачи сделали вывод об отравлении «Новичком». Дальше начался известный процесс, и тут же возник вопрос: как наказать Россию? А как наказать Россию с точки зрения, опять же, Германии? Запретить строительство «Северного потока – 2». Бурно обсуждали новые санкции. И тем не менее, в итоге мы видим, в этот раз голос разума возобладал: история с Навальным не стала основанием для каких-то специальных санкций со стороны ЕС в отношении «Северного потока – 2». Дания не отозвала разрешение на проведение работ. Но это не означает, что «Северный поток – 2» оказался в простой ситуации.

  8. Война в Нагорном Карабахе на фоне начала тестовых поставок в Европу по газопроводу ТАР

    Война в Карабахе проходила буквально в 200 км от «Южного газового коридора». Это первая из трех крупных труб – Южно-Кавказский газопровод, TANAP и ТАР, эти трубы должны привести азербайджанский газ в конечном счете в Италию. И вот ТАР – это уже приход этого газа в Европейский Союз и прежде всего на итальянский рынок. «Южный коридор» рассматривался как такая безопасная альтернатива для Европы и как, кстати, идея сокращения зависимости от России. И вдруг мы видим, как новые поставщики почувствовали, как вместе с газом к ним приходит и политическая сила. Это видно по поведению Турции, которая сыграла очень важную роль в войне в Карабахе. И по позиции Баку, который официально заявил, что страны, которые собираются покупать газ по газопроводу ТАР, должны поддержать Азербайджан в этом военном конфликте. И это только начало.

  9. Первые переговоры в ЕС о трансграничном налоге

    Европа намерена проверять все товары, которые будут поступать на европейский рынок, на предмет так называемого углеродного следа. Если этот след окажется высоким, по мнению европейцев, то надо будет доплачивать в некие фонды, которые позволят осуществлять какие-то энергоэффективные мероприятия. В России уже созрел «гениальный» план о необходимости введения собственного жёсткого закона о регулировании выбросов СО2 в России и собирать деньги за выброс на месте (в России сейчас нет системы платы «за углерод»), и тогда Европа от нас отстанет. Это, конечно, очень наивно, потому что Европа, вне всяких сомнений, думает не о климате, а о наполнении собственного кармана. И в этом плане предлагаемый налог уже был учтен как официальный способ выполнить майский план по поддержке европейских экономик, пострадавших в период пандемии. Т.е. сам Европейский Союз заявил, что он за счёт этого сбора будет помогать европейским экономикам. Это не про климат. Это про деньги, которых ЕС планирует собирать в лучшем случае до 15 млрд евро в год. Солидная сумма. И конечно, наши углеводороды, поступающие в ЕС, оказались в зоне риска дополнительных денежных изъятий.

  10. Заявление «Совкомфлота» о планах провести IPO

    IPO достаточно хитрое. Государство не должно сократить пакета акций, но при этом очень интересно, что все деньги, которые «Совкомфлот» намерен был получить, должны были остаться в компании и пойти на ее развитие. Приватизация в России это всегда как бы такая история, когда хочется сказать: «Следите внимательно за руками». Ведь идея заключалась в том, чтобы государство заработало, но потом нам тоже стали объяснять, что это не самое главное, главное же – чтобы появился эффективный собственник. Вот в случае с «Совкомфлотом» та же история: государство должно было бы заработать, но в итоге заработала сама компания и получила дополнительные деньги для финансирования каких-то проектов. Зачастую инвестором выступает само государство. К примеру, часть акций «Совкомфлота» выкупил Российский фонд прямых инвестиций – структура государственная. Получается, государство говорит: «Мы приватизируемся», а потом само же деньги и вносит в бюджет одной из компаний, приватизированной вроде как, и все довольны и счастливы.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Текущая ситуация с экспортом российской нефти и нефтепродуктов
Преодоление санкций 2022-2024 годов - важнейшее испытание для российской нефтяной индустрии. После того, как США, Великобритания, ЕС и G7 ввели запрет на закупки российской нефти и нефтепродуктов (за некоторыми исключениями) и механизм потолка цен, Россия смогла найти альтернативные варианты продаж в странах, которые теперь принято называть «глобальным югом». Однако важно рассмотреть экспорт в деталях. Что мы и делаем и новом докладе ФНЭБ.
Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузки
Правительство-2024: новая конфигурация регуляторов
Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики