Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Следующий год поставит рынок нефти перед выбором

Следующий год поставит рынок нефти перед выбором

Рост добычи в США, Ливии, Ираке и Нигерии может скорректировать прогнозы и решение комитета ОПЕК+ на 2021 год, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Министерский мониторинговый комитет ОПЕК+ в преддверии очередного заседания, намеченного на 17 ноября текущего года, планирует рассмотреть четыре сценария развития рынка нефти в 2021 году при нескольких вариантах ограничения добычи. 

«В ближайшие месяцы следующего года могут возникнуть риски не дефицита, а образования излишних объемов на рынке. Сейчас наблюдается рост добычи в Соединенных Штатах Америки, а также в Ливии, Ираке и Нигерии. При этом последние систематически нарушают свои обязательства по квотам внутри ОПЕК+. Это наводит на подозрения, что страны формально останутся в альянсе, но продолжат действовать вопреки всем существующим договоренностям.

Ливия, например, нарастила добычу в 10 раз, то есть со 100 тысяч баррелей в сутки до 1 млн баррелей, за несколько недель. Уже сегодня наблюдаются большие проблемы, которые действительно могут привести к переизбытку нефти», - прокомментировал эксперт Станислав Митрахович.

Рынок нефти: ожидания и реальность 

Два из возможных сценариев, говорится в докладе технического комитета альянса, подразумевают реализацию соглашения о сокращении объемов добычи сырья в соответствии с изначальным планом, а именно восстановление с 1 января следующего года на 1,9 млн баррелей в сутки. Тогда запасы нефти стран Организации экономического сотрудничества и развития продолжат снижение, однако объемы все равно будут превышать пятилетнюю норму на 125 млн баррелей.

При обострении пандемии коронавирусной инфекции или усилении давления ее последствий на спрос страны ОПЕК+ допустят рост запасов до 470 млн баррелей над целевым ориентиром с появлением переизбытка в размере 1,9 млн баррелей в сутки.

Станислав Митрахович, в свою очередь, предположил, что страны – участницы ОПЕК+ примут решение отказаться от повышения добычи с 1 января 2021 года.

«Новая версия соглашения немного переформулирована, однако я думаю, что в конце ноября текущего года пройдет очередное совещание, где страны еще раз обсудят варианты развития ситуации, а также откажутся от любого повышения, отложив его как минимум на несколько месяцев», - считает эксперт. 

В случае продления действующих ограничений до конца первого квартала следующего года запасы нефти могут превысить норму в развитых странах лишь на 73 млн баррелей. Однако тогда на рынке сложится дефицит в среднем в 0,9 млн баррелей в сутки. Между тем длительное сокращение по действующему плану и до июня 2021 года включительно спровоцирует превышение нормы на 21 млн баррелей. Но дефицит нефти достигнет 1,4 млн в сутки.

«Не исключено, что страны решат дополнительно ограничить добычу ради поддержания стоимости нефти на условиях роста добычи у «безбилетников», то есть у стран, не входящих в ОПЕК+.

Для образования дефицита, которое допускают в министерском мониторинговом комитете ОПЕК+, должны произойти специфические события», - считает собеседник агентства.

«Двоечники» ОПЕК+ не торопятся исправляться

Изначально цель сделки ОПЕК+ предполагала доведение коммерческих запасов сырья до среднего пятилетнего значения. Соглашение страны заключили в мае 2020 года. Его первый этап сопровождался снижением объемов добычи нефти на 9,7 млн баррелей в сутки и завершился в июле. В августе страны сокращали добычу на 7,7 млн баррелей, но с 1 января 2021 года ограничения не превысят 5,8 млн баррелей в сутки. Срок соглашения заканчивается в апреле 2022 года.

По итогам октября 2020 года участникам удалось выполнить план по сокращению добычи нефти на 101%, за счет чего с рынка ушло 7,8 млн баррелей в сутки. Страны вне ОПЕК+ соблюдали условия на 96%, а десять стран из альянса достигли показателя в 105%. Но с учетом объема компенсации перепроизводства сырья, которое допустили в первые месяцы действия договоренности, уровень исполнения по факту не превысил 96%.

Саудовская Аравия настояла на активизации механизма компенсации неэффективного сокращения добычи и потребовала от «двоечников», или, как их еще называют в экспертном сообществе, «безбилетников», полностью возместить до конца текущего года допущенное перепроизводство ресурса, общий объем которого в октябре достиг 2,33 млн баррелей в сутки. 

Эксперт Станислав Митрахович считает, что ситуация будет зависеть и от политики США. В случае прихода на пост главы государства демократа Джо Байдена, ратующего за зеленую энергетику, Вашингтон может ввести новые налоги на нефтяные компании по принципу экс-президента Барака Обамы или же дополнительные ограничения для американских корпораций, в том числе сланцевых.

Помимо этого, добавляет собеседник агентства, всегда существует риск обострения напряженности на Ближнем Востоке, в результате чего рынок вздрогнет. Но наиболее вероятным сценарием все же стоит считать образование переизбытка ресурса из-за локдаунов, второй волны пандемии и других факторов, снижающих спрос на нефтепродукты. В связи с этим странам ОПЕК+ стоит проработать механизм купирования профицита и реального противостояния «двоечникам».

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 17.11.2020  


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики