Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Возможны ли санкции США против российского сжиженного газа

Возможны ли санкции США против российского сжиженного газа

Ожесточенное противостояние США строительству "Северного потока-2" никак не проецируется на растущий экспорт из нашей страны сжиженного природного газа (СПГ), который успешно конкурирует с американским. В том числе в тех странах, до которых российские газопроводы не дотягиваются, как в Европе, так и в Азии. Конкуренция здесь возрастает, а США, которые весьма последовательны в отстаивании своих экономических интересов, совсем не спешат использовать свой излюбленный инструмент - санкции.

Уже сейчас речь идет о достаточно больших объемах производства - четверти мощностей крупнейшего экспортера газа в мире, которым является наша страна. Причем почти весь произведенный в России СПГ продается за границу. В планах России, которые ранее озвучил вице-премьер Александр Новак, нарастить производство СПГ к 2025 году до 68 млн тонн (около 94 млрд кубометров), а к 2035 году до 140 млн тонн (194 млрд кубометров). Существующие сейчас в нашей стране мощности позволяют выпускать 29 млн тонн (40 млрд кубометров) СПГ в год. Для сравнения, в 2019 году весь экспорт России трубопроводного газа в страны дальнего зарубежья составил 199 млрд кубометров.

"Введение санкций на таком динамично растущем рынке выглядело бы неоправданным и грубо нарушающим нормы международной торговли, а принятие ограничений против российского СПГ, как товара, означало бы просто немыслимый ранее уровень противостояния", - говорит аналитик "Финам" Алексей Калачев. - Кроме того, применение санкций против СПГ-проектов затруднительно, поскольку они осуществляются в составе международных консорциумов. Те же "Ямал СПГ" и "Арктик-2 СПГ" реализуются с участием крупного зарубежного бизнеса.

Впрочем, можно возразить, что участие международных компаний в строительстве "Северного потока-2" не оградило газопровод от ограничений США. Ранее из-за санкций были свернуты многие совместные нефтегазовые проекты на российском шельфе, от чего пострадали и американские компании - компания ExxonMobil тогда оценила свои потери в 1 млрд долларов.

Причина такой терпимости США, скорее, в особенностях торговли СПГ. "Значительную часть его продают не напрямую потребителям, а трейдерам, которые поставляют купленный СПГ на рынки, где присутствует спрос", - объясняет Калачев. - Причем, перепродаваться он может от одного трейдера к другому не один раз, прежде чем дойдет до покупателя. Проекты "Новатэка", к примеру, были рассчитаны на рынки Юго-Восточной Азии, а по факту большая часть его СПГ поступает в Европу. Одна из первых партий газа с "Ямал СПГ" даже попала в США.

Также возможно, что при явно выраженной экономической подоплеке санкций против "Северного потока-2", официально принимаются по политическим причинам, в целях давления на Россию. И с этой точки зрения объяснить введение ограничений против российских производителей СПГ весьма сложно. "Отсутствует прямой позитивный эффект от реализации СПГ-проектов для российского бюджета, пока к ним применяются всеобъемлющие фискальные льготы, поясняет замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Но, по его мнению, здесь может присутствовать и дальний умысел. Критическая зависимость наших проектов от западных технологий означает потенциальную уязвимость новой отрасли от санкций в будущем. Американцы понимают, что сейчас вводить их бессмысленно и надеются в дальнейшем получить дополнительный рычаг давления, считает Гривач.

Но уже на заводе "Арктик СПГ-2", первую очередь которого мощностью 6,6 млн тонн в год планируют запустить в 2023 году, доля российского оборудования должна составить 70%. А до конца этого года на "Ямал СПГ" планируется запустить четвертую линию по сжижению газа мощностью 0,9 млн тонн полностью на российском оборудовании. То есть зависимость будет снижаться. По мнению Алексея Калачева, технологические ограничения возможны, но сильно повлиять на развитие отечественного производства СПГ они уже не смогут.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 18.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики