Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Югра станет "точкой роста" для развития нефтегазохимии в стране

Югра станет "точкой роста" для развития нефтегазохимии в стране

В этом году глобальный "коронакризис" и ситуация на мировых рынках не обошла стороной и российскую нефтянку. Повлияла на ситуацию и сделка ОПЕК+ – сначала Россия и Саудовская Аравия не смогли договориться по квотам, однако позже решение всё-таки было принято. Эксперты отмечают, что за кризисом идёт восстановление, и к концу 2021 г. нефтянка, как и вся экономика, восстановится. У Югры же есть перспектива выступить локомотивом для развития новой крупной отрасли – нефтегазохимии. Подробнее – в материале Накануне.RU. 

По данным отчёта губернатора Югры Натальи Комаровой о работе в 2020 г. (имеется в распоряжении редакции), на добычу нефти в нынешнем году повлияла пандемия. Нефтедобывающие страны договорились сократить добычу "чёрного золота" для стабилизации цен на мировом рынке (сделка ОПЕК+), этой стратегии придерживаются и предприятия округа.

Если в 2015 г. в округе добыто 243,1 млн т нефти, то в последующих эти показатели снижались, в 2019 г. удалось добыть 236,1 млн т. По предварительным данным, в 2020 г. будет добыто лишь 210 млн т, зато в этом году увеличено производство нефтепродуктов по сравнению с прошлым годом.

"Такое уже было в истории добычи в течение предыдущих 15 лет. Это плохо. Для экономики всегда снижение объемов производства понижает эффективность той или иной области экономической деятельности. Тяжело то, что одновременно и стоимость этого продукта на мировых рынках очень волатильна. В итоге под большим риском все те планы – бюджетные, прежде всего – государств, регионов, на которые влияют объемы и стоимость нефти на мировом рынке", – рассказала на днях Наталья Комарова в кулуарах форума "Сильные идеи для нового времени".

И тем не менее, нефтяная отрасль не стоит на месте. В 2020 г. в регионе введены в промышленную и пробную эксплуатацию семь новых месторождений. Продолжается создание технологического центра разработки углеводородов из баженовской свиты. Центр индустриальной интеграции "Газпром – технологические партнёрства" ставит эксперименты по повышению эффективности технологии многостадийного гидроразрыва пласта в горизонтальных скважинах. Окружное правительство и "Российское энергетическое агентство" договорились о создании в Югре Центра компетенций нефтегазовой отрасли, ведущими направлениями работы которого станут научно-техническая и инновационная деятельность нефтегазового комплекса.

И благодаря постоянному внедрению новых технологий нефтянка даже в непростые времена выходит на новые рубежи. В этом году автономный округ перешагнул очередную важную отметку – добыта 12-миллиардная тонна нефти.

Директор департамента недропользования и природных ресурсов Югры Сергей Филатов отмечает, что разговоры о том, что запасов нефти в регионе хватит на 30-40 лет, ходят примерно столько же.

"Развитие технологий и научно-технический прогресс привели к тому, что рост запасов и их подтверждаемость происходят за счёт внедрения новых технологий. В 2018 г. округ стабилизировал добычу нефти на уровне в 236 млн т/год. По 2019 г. добыча – 236,1 млн т, в 2020 ожидаем 210 млн т. Снижение добычи произошло по объективному фактору – из-за соглашения ОПЕК+. Оно вступило в силу в мае и ориентировано до мая 2022 г.", – сказал Филатов.

Он добавил, что речь идёт об искусственном ограничении, которое коснулось не только Югры, но и России в целом. Это позволит поддержать уровень мировых цен.

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с Накануне.RU также отметил, что в случае, если бы соглашения ОПЕК+ не было, то цена на "чёрное золото" долго была бы низкой. И дефицит бюджета был бы больше. Из-за этого пришлось бы "резать" расходы не только на 2020, но и на 2021 г.

"ОПЕК+ – как чемодан без ручки – и не хочется, чтобы соглашение было, но и без него – никак. 2021 г. будет периодом восстановления – за кризисом должен начаться подъём", – сказал Накануне.RU Игорь Юшков.

По мнению эксперта, на восстановление отечественной экономики и её переход к росту уйдёт три года.

"В 2021 г. планируется небольшой рост ВВП, дефицит бюджета будет в районе 2-2,5%. Думаю, что в 2022 г. дефицита бюджета уже не будет. Кризис довольно масштабный – в будущем году мы будем пожинать его плоды, а потом будет восстановление", – сказал Игорь Юшков.

Директор департамента недропользования и природных ресурсов Сергей Филатов также выразил уверенность, что сокращение добычи удастся наверстать. Нефть по-прежнему востребована для приоритетных проектов. Но Югра – не только главный нефтедобывающий регион, она занимает второе место по добыче газа в стране.

"Это ограничение мы наверстаем, когда действие соглашения кончится. Нефти хватит наши детям и внукам. Но наш приоритет – не только нефть, но и развитие смежных производств. Нефтянка – локомотив, точка роста для производства, например, нефтегазохимии", – сказал Сергей Филатов.

Стоит отметить, что поддержку развития нефтегазохимии, которая в последние годы растет темпами выше роста мирового ВВП, намерено оказывать Правительство РФ. В Минэнерго РФ отмечают, что отрасль способна обеспечить прирост инвестиций, создание новых рабочих мест и наращивание несырьевого экспорта. При этом Россия пока не заняла достаточную долю мирового рынка, а для развития переработки нефтегазового сырья нужна государственная поддержка.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики