Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санду согласилась, что Приднестровье — не Молдавия

Санду согласилась, что Приднестровье — не Молдавия

Что стоит за отказом Кишинева платить по долгам за российский газ

Долг Молдавии за российский газ, поставляемый в Приднестровье, уже превысил семь миллиардов долларов. И, судя по всему, у «Газпрома» на данные момент нет никаких шансов взыскать эти средства с Кишинева.

К тому же, новый президент Молдавии Майя Санду недавно прямо заявила, что ее страна никогда не признает этот долг, поскольку «это долг „властей“ Приднестровья».

По ее словам, Россия поддерживает непризнанную республику, в том числе, и бесплатными поставками газа. Но долги «левого берега» никак не могут ложиться на Молдавию, у которой без учета приднепровской составляющей задолженностей перед «Газпромом» практически нет.

На самом деле, проблема эта не новая. 

Приднестровье не рассчитывается за потребленный российский газ с 2009 г., направляя собираемые с потребителей платежи на нужды бюджета. В результате долг региона за газ превышает 7 млрд. долларов и официально числится за молдавско-российским предприятием «Молдовагаз», основными акционерами которого являются «Газпром» (50% акций), правительства Молдавии (35,33%) и кабинет министров Приднестровья (13,44%).

На самом деле, позиция Санду в данном случае мало, чем отличается от позиции ее предшественника Игоря Додона. Он тоже не признавал газовую задолженность Приднестровья долгом правительства Молдавии, который должны выплачивать молдавские граждане. И рассчитывал, что после окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта долг «Газпрому» может быть списан или реструктурирован.

При этом официальный Тирасполь, насколько известно, готов обсуждать возможность оплаты своей части долга при единственном условии — Приднестровье должно получить статус признанного государства.

Можно ли, в таком случае, считать правомочными заявления руководства Молдавии об отказе от финансовых обязательств перед «Газпромом» за поставки энергоносителей в Приднестровье?

— Нет ничего необычного в том, что Россия поддерживает Приднестровье, — считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. — Там проживает более 200 тысяч наших граждан. И там присутствуют российские миротворцы, которые уже более тридцати лет обеспечивают мир в регионе.

Россия, возможно, могла бы иметь хорошие отношения с Молдавией, если бы в свое время Кишинев принял к реализации так называемый «план Козака» и предоставил Приднестровью и Гагаузии широкую автономию.

Этот план (ему скоро двадцать лет исполнится) решал проблему приднестровского конфликта через федерализацию Молдавии. Но тогдашний президент страны Воронин подписать его отказался — европейские партнеры отговорили.

«СП»: — Воронин, кстати, единственный из руководителей Молдавии, кто не отказывался от приднестровского долга…

— Это, на самом деле, так. Но с тех пор, как он отверг меморандум Козака, отношения между нашими странами как-то не складывались.

Что касается газа, то мы его, действительно, поставляем Приднестровью фактически бесплатно. Идея была такая: за газ они не платят, но объемы записываются на Молдавию. С тем, чтобы потом, когда вопрос с Приднестровьем в контексте общих соглашений по урегулированию конфликта будет решаться, этот долг можно было списать или реструктурировать.

В какой-то степени аналогичная ситуация сейчас с ЛДНР — туда идет российский газ, но по документам он записывается на Украину. Тем более что в контракте, который действовал до конца 2019 года, были прописаны точки сдачи газа, в том числе, те, которые находятся на территории непризнанных республик Донбасса.

В общем, ЛДНР не платит, долг записывается на «Нафтогаз», и когда-нибудь в будущем, возможно, этот вопрос еще будет поднят.

Хотя, не думаю, что «Газпром» реально рассчитывает на то, что «Нафтогаз» за это заплатит. Разве что, случится какое-то масштабное урегулирование на Украине, которое затронет, прежде всего, политические вопросы, а потом, возможно, и газовые…

С Приднестровьем та же история. Если будет когда-нибудь найдено решение молдавско-приднестровского вопроса, то по газу как-нибудь договоримся. Пока времена, когда молдавские политики готовы были долги признавать, прошли. Поэтому Санду там президент или Додон, в этом смысле принципиально ничего не поменяется.

Как не поменяется и российская линия на субсидии Приднестровью. С учетом того, что там живут российские граждане, мы будем и дальше поставлять туда газ, по сути, бесплатно. С расчетом на то, что когда-то в дальнейшем это будет урегулировано.

«СП»: — Если судить по заявлениям Санду, которые она сделала в адрес России, ситуация в регионе, скорее, будет накаляться.

— Конечно, никто не даст стопроцентных гарантий, что замороженный конфликт вновь не вспыхнет с новой силой. Мы же видели, что случилось в Карабахе.

В Приднестровье тоже может начаться новая горячая фаза противостояния. Но тогда уже прощать долги за газ точно не будут, и решение вопроса перетечет в судебные инстанции.

Но проблема ведь не только в этом долге. Дело вообще может кончиться прекращением поставок. И у нас реально просчитывали сценарий в конце прошлого года, что поставок через Украину в Молдавию и Приднестровье не будет. Киев ведь до последнего затягивал переговоры по новому транзитному контракту.

Кишинев и Тирасполь зависимы от российского газа, идущего именно через Украину, и очень уязвимы в этом смысле. До конца прошлого года поставки осуществлялись по Трансбалканскому трубопроводу, который проходил по территории Украины, а дальше через Приднестровье и Молдавию на юг — в Болгарию и Турцию. Но с тех пор он больше не используется.

После запуска «Турецкого потока» российский газ идет через Черное море в Турцию и дальше до Болгарии и Румынии.

Мы бы придумали способ, как в обход Украины снабжать и Молдавию, и важный для нас регион Приднестровье, но Молдавия до сих пор не смогла построить интерконнекторы, которые давали бы ей возможность получать газ по одной схеме с Румынией и Болгарией. У них не хватает денег на все это, а Евросоюз так и не дал.

«СП»: — Я правильно поняла, что ни Кишиневу, ни «Газпрому» сейчас нет смысла поднимать вопрос о возврате долга, и заявление Санду преследует, скорее, политическую цель?

— Думаю, так и есть. Санду, тем самым, хотела, наверное, подтвердить свой проевропейский образ — мол, «если кто-то считает, что мы пойдем на уступки России, так — нет, мы будем занимать жесткую позицию».

Но ей стоило бы, прежде, подумать, где взять денег, чтобы достроить интерконнектор из Румынии. Чтобы он не просто доходил до территории Молдавии, а шел до промышленной ее части. Тогда они будут независимы от поставок через Украину.

«СП»: — Согласитесь, 7 млрд. долларов — сумма значительная. Но получается, что этот убыток «Газпрому» нанесла его, по сути, дочерняя компания «Молдовагаз», через которую осуществляются поставки в Приднестровье.

— Это тоже часть политической игры, конечно. Потому что «Газпром» же не может, допустим, сказать, что «ЛДНР нам не платит, поэтому мы туда газ поставлять не будем». В конце концов, у России есть обязательства перед жителями этих республик. Так же, как и перед жителями Приднестровья. И там, и там живут наши граждане, поэтому бросить их на произвол судьбы просто с гуманитарной позиции было бы недопустимо.

«Газпрому» здесь некуда деваться. Поэтому с точки зрения национальной стратегии то, что он является акционером «Молдовагаз», в данном случае оправдано. Он же должен с ними как-то коммуницировать, т.е. принимать совместные решения, где, что построить, какие вентили открыть, куда поставлять…

Ситуация эта вынужденная, но и естественная, с учетом российской ставки на Приднестровье.

Потом, даже если Кишинев считает, что это исключительно долги Тирасполя, все равно они являются частью отношений России и Молдавии. И сделать вид, что эта тема обсуждению не подлежит, у молдавского руководства не получится. Иначе они должны будут признать, что Приднестровье, это не территория Молдавии. Но публично они этого не скажут, а значит, как-то договариваться, в том числе, и по вопросу газового долга, все равно придется.

Автор: Светлана Гомзикова

Источник: Свободная пресса, 24.11.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики