Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Баланс добычи и цен обеспечит РФ лучшие позиции на нефтяном рынке

Баланс добычи и цен обеспечит РФ лучшие позиции на нефтяном рынке

Цена на нефть остается важным индикатором для России, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Федун лоббирует интересы нефтегазовой отрасли

Вице-президент компании «Лукойл» Леонид Федун считает, что в самом плохом сценарии нефть будет стоить 40 долларов за баррель, но объективно цена в 50 долларов является обоснованной для энергетического рынка. 

Сложившаяся ситуация исчерпала возможности для роста налогов по нефтяной отрасли. Федун отмечает, что «корову можно положить под пресс, но больше молока она не даст». Для того, чтобы поддерживать добычу даже на низком уровне, нужно вкладываться в инфраструктуру, а для этого нефтегазовым компаниям необходимы инвестиции.

Федун лоббирует интересы нефтегазовой отрасли, опасающейся дополнительного усиления налоговой нагрузки.

В России возник значительный дефицит федерального бюджета, связанный с «коронакризисом». Повлияли падение среднегодовых цен на нефть, снижение масштабов мирового потребления, меры по поддержке общества, бизнеса и по борьбе с пандемией COVID-19. 

Если нефтегазовые доходы в рублях не сильно упали благодаря девальвации российской валюты, то другие направления федерального бюджета просели больше. Из-за этого существует соблазн увеличить налоговую нагрузку на нефтегазовую отрасль.

Первичен в этом вопросе государственный интерес, однако нужно сохранить дееспособность компаний. Тема будет рассматриваться на правительственном уровне при личном участии президента РФ Владимира Путина.

С точки зрения общероссийских интересов проблема шире. Текущая цена примерно в 45 долларов за баррель соответствует бюджетному правилу, но в условиях «коронакризиса» в наших финансовых документах возникли дисбалансы.

Россия покроет недостачу, возникшую в «коронавирусный» год, но есть вопросы по сведению федерального бюджета в 2021 году, учитывая обязательства Москвы по ограничительному соглашению с картелем ОПЕК. 

В такой ситуации идет спор о том, что в первую очередь надо России: цены на нефть или восстановление объемов потребления в мире, поскольку в современных реалиях котировки ниже диапазона в 35-40 долларов за баррель не уйдут.

России важны как цена нефти, так и объем ее добычи

«Российской аудитории нужно обращать внимание как на цену нефти, так и на объемы ее продаж. Сегодня цена находится в районе 45 долларов за баррель, но может сократиться в силу определенных обстоятельств», — заключает Митрахович.

Такое может произойти, если ОПЕК+ продемонстрирует неэффективность и начнет разваливаться. Критика соглашения идет давно, поэтому «на дистанции» могут возникнуть новые вопросы к этому документу.

«В последнее время обсуждается выход Объединенных Арабских Эмиратов из этого соглашения. Подобные намеки были. В таком случае нефтяные цены могут уменьшиться. Еще в рамках ОПЕК+ присутствуют нарушения обязательств», — констатирует Митрахович.

Есть вопросы по Ливии, которая нарастила добычу и входит в ОПЕК, но не подвергается ограничениям. Там добыча более одного млн баррелей в сутки. В перспективе ливийские объемы могут вырасти еще больше, учитывая возможности данной страны. 

Кроме того, существуют «безбилетники», которые не входят в ОПЕК+, но получают выгоду от действия данного соглашения.

«Объемы добычи также важны. Можно стараться сохранить цену, но ограничить добычу, но так теряется рынок сбыта. Такая тенденция является довольно неприятной, но если брать Федуна, то он всегда был сторонником сделки ОПЕК+. Его позиция в том, что цена находится в приоритете и Россия не должна идти на ценовую войну», — резюмирует Митрахович.

Соглашение ОПЕК+ вызывает споры

В марте 2020 года, когда Россия отвергла ультиматум Саудовской Аравии, и еще не было полного понимания, что наступил «коронакризис», Федун выступил в поддержку ОПЕК+ и против ценовой войны с саудитами.

Федун лоббировал интересы компании «Лукойл», которой важна стабильная цена, но стратегически такая позиция небесспорна. Это подтвердили саудиты, которые в апреле предложили Москве новое соглашение.

«Мартовская позиция России базировалась на тезисе, что американские сланцевые компании не выдержат ценовой конкуренции и отомрут, но для этого необходимо подождать не менее полугода-год», — заключает Митрахович.

Россия в марте решилась на такие издержки, но планы перечеркнули события, известные сегодня как «коронакризис». 

«В марте-апреле 2020 года цена на российскую марку Urals была ниже 10 долларов за баррель», — констатирует Митрахович.

Федун является сторонником поддержания цен на нефть и ставки на соглашение ОПЕК+. В краткосрочном плане данная стратегия дает результат, а в долгосрочном она создает России риск потери части нефтяного рынка.

«Российская стратегия адаптирована под текущую ситуацию, но в течение года-полутора она может поменяться», — резюмирует Митрахович.

В ближайшее время соглашение ОПЕК+ сохранится. Отказ от него вызовет резкое падение цен на нефть, что вдвойне критично, учитывая состояние мировой экономики, локдаун в ЕС и снижение потребления нефти развитыми странами.

«Могут быть дополнительные ограничения на добычу, если разовьются вторая-третья волны COVID-19. Если вакцины от коронавируса покажут эффективность, то тогда условия сделки могут быть ослаблены», — заключает Митрахович

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 24.11.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики