Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Развилка для вице-премьера Александра Новака

Развилка для вице-премьера Александра Новака

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Новому зампреду правительства досталась обширная и конфликтная повестка

Перемещение Александра Новака в вице-премьерское кресло и замена министра энергетики – важные события с точки зрения государственного регулирования ТЭК. Вопросов тут много как с аппаратной, так и с содержательной точки зрения. Причем, как ни странно, с первой группой разобраться будет даже немного проще.

Сама новая система регулирования относительно понятна. Александр Новак повышен в статусе, но, главное, он сохранил основного профильного зама – Павла Сорокина, свою креатуру. Это обстоятельство, а также очевидная узкопрофильность нового министра, который всю жизнь занимался электроэнергетикой, говорят, что Новак оставит за собой курирование нефтяной и газовой отраслей. Здесь будет работать вертикаль Новак – Сорокин. Схожей будет ситуация с угольной отраслью – замминистра Анатолий Яновский, правда, не выдвиженец Новака, но проработал с ним все восемь лет, пока Новак был министром. Министр Николай Шульгинов – безусловный профессионал в производстве электроэнергии, но углеводороды совершенно не его тема. Не говоря уже о том, что 18 мая 2021 года Шульгинову исполнится 70 лет.

Сделка с ОПЕК и равноудаление

Закавыка в том, какой будет позиция Новака как вице-премьера по ключевым вопросам. Если рассматривать повышение Новака как сигнал, то это ответ только на один вопрос – что будет со сделкой ОПЕК+. Никакого единства в отрасли не было и нет. Первая позиция: сделка позволяет хоть как-то регулировать цены и без нее обвал стоимости нефти неизбежен со всеми понятными последствиями для бюджета. Вторая позиция: сделка ограничивает потенциал добычи и экспорт, позволяет саудитам и прежде всего американцам выдавливать нас с наших экспортных рынков. Лучше попробовать низкими ценами убрать американскую сланцевую нефть хотя бы с рынка ЕС. Победа Байдена добавляет аргументов второй стороне – Байдену приписывают намерение активно продвигать зеленый курс и бороться со сланцевой добычей.

Решать, понятное дело, верховному арбитру – Владимиру Путину. Который, собственно, свой вердикт и вынес: Россия остается в сделке, раз главный ее архитектор и оператор идет на повышение. Так что со сделкой ОПЕК+ ясность наступила.

В принципе, Новак вполне может ограничить зону своей ответственности ОПЕК+. Но при желании – может попробовать копировать поведение Дмитрия Козака, который пытался стать ключевым элементом согласования отраслевых вопросов. Козак должен был приходить к Путину с готовыми решениями корпоративных конфликтов. Он был равноудален от основных корпораций, зато пользовался доверием президента. Эти два ключевых свойства и определили его приход в нефтегаз. Однако объективного арбитража как раз и не вышло. Потому что конфликты оказались очень забористыми.

Самый яркий пример – война «Роснефти» и «Транснефти» по поводу аварии на «Дружбе», которая быстро переросла в вопрос, как перестроить систему приема нефти в трубу. Потом ТЭК отдали «промышленному» вице-премьеру Борисову, который предсказуемо отраслью предпочел не заниматься. И вот теперь Новак.

Внутрикорпоративных конфликтов с тех пор меньше не стало. И большой вопрос, захочет ли Новак заниматься их первичным арбитражем. Возможно, он предпочтет не лезть – просто потому, что тогда нужно будет занять чью-то сторону.

Пустить на ветер

Но и без внутренних разборок в нефтегазе сейчас много интересного. Например, резко обострившаяся дискуссия на темы, есть ли будущее у нефти и газа и как нам встроиться в зеленый курс.

Мнения тут опять же разные. Один подход: надо забыть про нефть и газ и лихорадочно думать на опережение, что же мы можем предложить зеленеющей Европе – нашему основному потребителю энергоносителей. Однако если думать трезво, то можно быстро понять, что предлагать нам нечего. Да, еще при Новаке наше государство стало субсидировать возобновляемые источники энергии, включив их в систему договоров о предоставлении мощности, гарантирующую инвестору возврат вложений с фиксированной доходностью. Но одно дело – создание локальных зон зеленой генерации и совершенно другое – экспортный потенциал. Собственных инноваций в сфере производства ветряков и солнечных батарей у нас нет, речь идет только о локализации производства, и поэтому производить конкурентоспособное на внешнем рынке оборудование мы просто не сможем, продавать же зеленую энергию за рубеж – тем более: транспортировка электроэнергии в 6–8 раз дороже передачи газа, это на корню убивает все подобные идеи.

Продажи нефти и газа в ЕС строятся на банальной вещи – у Европы нет этих товаров в нужном количестве. Но продать Европе товар, который она сама производит и будет производить, – зеленое электричество, зеленый водород, биоуголь и прочие креативные источники энергии, о которых мы слышим едва ли не каждый день, по меньшей мере затруднительно. Скорее всего, Новак из «хайповой» повестки зацепится только за водород, но и тут никаких быстрых успехов быть не может. В Европе сегодня очень любят поговорить про водородное топливо, но никакого рынка водорода там нет и близко, хотя и введена его цветовая дифференциация. «Правильным» считается только зеленый водород, который производится путем электролиза с применением зеленой генерации. Экспортировать из России зеленый водород экономически бессмысленно. Поэтому придется вначале бороться за борьбу с дискриминацией хотя бы голубого водорода, производимого из метана.

Серьезной проблемой становится Border Carbon Adjustments – трансграничный сбор, который ЕС намерен собирать с товаров с высоким углеродным следом. Российские нефть и газ – очевидные возможные финансовые жертвы. Но в полной мере в российском правительстве этим опасным сюжетом никто не занимается. Новак мог бы взять на себя этот вопрос – тем более что у него богатый опыт переговоров не только с шейхами, но и с европейцами по украинской тематике. А BCA – это тема похлеще украинского транзита.

Три зеленых свистка

Но все же эта история не про 2021 год. Так что есть беды и пооперативнее. Возьмем нефтяную отрасль, которая в следующем году окажется под тройным давлением: новые высокие налоги, ограничения по добыче и низкие цены. Новые налоги трактуются оригинально – чуть ли не как шанс для отрасли перейти к новой фазе своего развития. Недавно на форуме «Россия зовет!» Владимир Путин заявил, что не нужно бесконечно тянуть отработанные и малоэффективные старые месторождения, а надо нацелить компании на развитие новых провинций. К этому же призывает и Минфин: резать льготы для старых месторождений, сокращать добычу под обязательства по сделке ОПЕК+, а на будущее давать льготы под новые мегапроекты. Однако сработает ли такой план – большой вопрос. Если новые проекты не выстрелят оперативно или будут дороги, мы получим проседание добычи и бюджетных доходов.

С газом также не все понятно. Все очевиднее становится, что российский СПГ конкурирует с российским же трубопроводным газом. Выручка «Газпрома» падает – а перед ним новая задача всеобщей бесплатной газификации. Тема как-то ушла из публичного пространства – но поручение Путина правительству, местным органам власти и «Газпрому» обеспечить формирование источников финансирования мероприятий по подключению граждан к газораспределительным сетям без привлечения их средств остается.

В общем, повестка довольно обширная. И довольно конфликтная. Для бюрократа – небезопасная. Тем интереснее будет наблюдать, по какой аппаратной дороге пойдет новый вице-премьер.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Vtimes.ru, 26.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики