Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В России оценили намерение Украины перенести точку передачи транзитного газа через суд

В России оценили намерение Украины перенести точку передачи транзитного газа через суд

«Украина в очередной раз сваливает свои экономические проблемы на Россию», – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт в сфере энергетики Игорь Юшков. Так он прокомментировал заявление советника главы правления «Нафтогаза Украины» Елены Зеркаль о возможности решения в суде вопроса о переносе точек передачи газа на украинско-российскую границу, что позволит Киеву сэкономить деньги на закупках топлива.

«Намерение Нафтогаза перенести точку приема газа на границу с Россией – чисто риторическое заявление. Все понимают, что сделать это невозможно. Положение точки приема топлива прописано в коммерческом контракте Газпрома и европейских покупателей. В какой суд обращаться Украине в таком случае?» – риторически сказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По словам Юшкова, России в какой-то степени было бы выгодно перенести точку приема газа на границу с Украиной. «Транзит через украинскую территорию оплачивали бы европейцы, а там сейчас самый высокий тариф. России бы не приходилось строить обходные газопроводы, и она бы не несла ответственность за то, что произойдет с газопроводом на территории Украины», – объяснил собеседник.

Однако, по мнению эксперта, «дьявол кроется в деталях». «Скорее всего, украинцы захотят перенести на границу с Россией весь объем транзитного газа. Это значит, что мы и с других направлений должны перенести газ на украинский транзит и сдавать его европейцам только в одном месте», – предполагает Юшков.

Кроме того, «до 2024 года Газпром обязан прокачивать через Украину 40 млрд кубометров газа». «Как Газпром сможет выполнить контракт, если точку приема газа перенесут в другое место? Что ему прокачивать, если он уже не будет собственником газа? Получается, что перенести точку можно будет только через четыре года», – пояснил эксперт.

«Украинцы считают, что после переноса точки приема они смогут покупать газ напрямую у Европы, а это, разумеется, будет дешевле. Но если Россия не позволяет это сделать – значит, именно она виновата в том, что у них дорогой газ. В целом Украина просто в очередной раз сваливает свои экономические проблемы на Россию», – заключил Юшков.

Ранее советник главы правления «Нафтогаза Украины» Елена Зеркаль заявила, что вопрос переноса так называемых точек передачи газа на украинско-российскую границу может решаться в суде.

«Для нас перенос точек доступа на восточную границу сейчас находится на этапе мирного разрешения с привлечением европейской стороны как модератора. Если эта работа будет невыполнимой и все стороны придут к заключению, что нет возможности мирным путем решить этот вопрос, то, действительно, мы будем защищать свои права в судебном порядке», – передает слова Зеркаль РИА «Новости».

В конце прошлого года Юрий Витренко, который занимал должность исполнительного директора «Нафтогаза Украины», заявлял, что компания работает над переносом так называемых точек передачи газа на границу Украины и России и привлечением к их работе европейских компаний.

В декабре 2019 года Россия и Украина подписали пакет соглашений по продолжению транзита газа через Украину, в том числе транзитный контракт на пять лет. В первом полугодии 2020 года транзит газа через Украину снизился на 45%.

Автор: Ирина Яровая

Источник: Взгляд, 27.11.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики