Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ-тест газовой балтийской солидарности: не спасет Эстония Литву

СПГ-тест газовой балтийской солидарности: не спасет Эстония Литву

Литва жаждет быть региональным газовым хабом в Прибалтике, но Эстония, судя по всему, этого не жаждет. У Эстонии свои планы на получение газа.

В Литве готовятся к 2025 году приобрести морское газохранилище для сжиженного газа, которое, как считают местные эксперты и некоторые политики, поможет стране диверсифицировать импорт энергоносителей. Как заявил оператор СПГ-терминала Klaipėdos nafta, для помощи с выбором нового СПГ-терминала будут привлечены эксперты из различных компаний. К концу 2022 года Литва решит, будет это ныне работающий терминал Independence или другое судно.

Вот только среди литовских соседей особой эйфории по этому поводу не наблюдается. Даже в Эстонии, которая из-за "зеленой сделки", навязанной ей Еврокомиссией, лишилась горючих сланцев (основы ее энергетики), не спешат заключать с Вильнюсом контракты на будущие поставки газа.

Предложение обеспечили, а про спрос забыли

Балтийские республики регулярно транслируют своему населению идею о том, что они якобы освободились от российского газа, а СПГ из Норвегии и США – это путь к энергетической безопасности.

Неудивительно, что в таких условиях Литва нашла деньги (один млн евро) на консультации с экспертами. А консультировать процесс покупки нового газохранилища будут юристы из компании Holman Fenwick Willan (HFW), коммерческие эксперты из Quality Energy Developments и технические эксперты из DNV GL AS.

Первые две корпорации работают в разных странах мира еще с конца XIX века. Компания DNV GL AS также обладает колоссальным опытом – 65% всех подводных трубопроводов в мире спроектированы и построены именно по ее техническим стандартам. А Северный инвестиционный банк уже предоставил Klaipedos nafta заем в размере до 160 млн евро на покупку судна-газохранилища.

Так что все очень серьезно. Но есть проблема.

Спрос на СПГ в Балтии весьма слабый. Литовский терминал Independence, начавший свою работу в 2014 году, за всю историю существования в регионе ни разу не заполнял свои производственные мощности на 100%. Балтийские страны попросту не хотят покупать настолько дорогой энергоноситель, когда есть трубопроводы с российским газом.

К примеру, в 2018 году Independence использовал только 22% от своей мощности. В 2019 и особенно в первых трех кварталах 2020 года за счет общемирового снижения цен на СПГ ситуация стала немного лучше. Но литовский терминал все равно не превратился в единственный источник газа для балтийских республик.

Впрочем, как уверен руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, покупка газохранилища усилит позиции Klaipedos Nafta, которая до этого уже получила серьезные компетенции в управлении FSRU – за счет масштабирования бизнеса по сжижению газа.

"Литва таким способом пытается укреплять свои позиции на рынке сервиса СПГ-терминалов. Когда терминал Independence в Клайпеде открывался, это был явный политический проект, так как предполагал получение американского СПГ по более высоким (чем из РФ) ценам, еще и с очень дорогим обслуживанием (имеется в виду ставка аренды)", – напомнил эксперт.

"Со временем этот малорентабельный проект сделал Литву активным игроком на рынке СПГ в Балтийском регионе. Сейчас он конкурирует с объектом по конвертации газа в Польше. Но при этом Литва покупает больше СПГ у России, чем у США, Катара или Норвегии – это дешевле за счет более короткого логистического плеча", – отметил Артем Деев.

Однако ежегодная плата в 60 млн евро за аренду Independence у Норвегии сильно бьет по бюджету Литвы. Балтийская страна, может, и стала поставщиком (нерегулярным) сжиженного газа в регион, но какой ценой? Окупаемость работы такого объекта уже не первый год подвергается серьезной критике в экспертных кругах.

Да и дальнейшее расширение производства СПГ для Литвы будет иметь смысл, только если Эстония и Латвия гарантированно станут делать запросы на поставку сжиженного газа именно с литовского терминала.

Клюнет ли Эстония на литовскую инициативу?

Нужно отметить, что за все время функционирования литовский СПГ-терминал принял всего девять партий сжиженного газа из США.

При этом поставки СПГ от российского "Новатэка", наличие которых страны Балтии старательно не афишируют, стали регулярными с весны прошлого года. Выходит, отказ от действующего СПГ-терминала и покупка нового газохранилища (или просто выкуп Independence у Норвегии, который она все это время сдавала в аренду Литве) – это инструмент для регулярных закупок в первую очередь российского сжиженного газа.

А Эстония, как известно, проповедует идею о полном отказе от углеводородов из РФ, значит литовский терминал СПГ, как поставщик газа в Эстонию, не должен представлять интереса. А что на практике?

Во-первых, что нужно отметить, государственный энергетический концерн Eesti Energia уже имеет опыт закупок у предприятия "Новатэк", представители которого в августе прошлого года официально заявили о сделке с ведущим энергетическим предприятием балтийской соседки.

Во-вторых, Эстония пользуется газопроводом Balticconnector, идущим из Финляндии, которая не добывает газ на своей территории. Финляндия совсем немного покупает его у Норвегии, а большую часть все там же – в России. Де-факто в Balticconnector закачивают российские углеводороды, а значит Эстония приобретает через посредника именно российское "голубое топливо".

Все это в комплексе говорит о том, что, несмотря на антироссийскую повестку в своей внешней политике, Таллин готов приобретать газ у Москвы в том или ином виде. Однако Эстония пока не проявляет заинтересованность к литовскому газохранилищу. Возможно, причина кроется в нежелании Эстонии приобретать российский СПГ через балтийского посредника, поскольку для нее это будет означать лишние затраты на логистику? Как бы там ни было, но солидарность с "братом по идеологии" тут точно не работает.

"Эстония – крошечный газовый рынок с уменьшающимся потреблением. Но я не удивлюсь, если в итоге они еще и свой терминал построят. Правда, это произойдет только в случае последовательной финпомощи из фондов ЕС", – поделился мнением с Baltnews заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

О чем хитро молчит Таллин

А свой – эстонский СПГ-терминал – действительно может быть. Вот только о нем политики и балтийские СМИ как-то вдруг забыли или замолчали – с 2018 года. Напомним, два года назад эстонская пресса писала о том, что на заводе в Ичане (в Китае) голландское судостроительное предприятие Damen строит бункеровочное судно СПГ для компании Eesti Gaas. Такую плавучую платформу для Эстонии должны были сдать в эксплуатацию во второй половине 2020 года.

Как мы видим, этого пока не произошло. Однако работы, хоть и с отставанием графика, все же идут. В марте 2019 года началась резка первой 8-миллиметровой стальной пластины для будущего эстонского СПГ-терминала. Точной даты окончания работ пока не сообщали. Но ясно, что рано или поздно у Таллина свой объект по приему и конвертации сжиженного газа все же должен появиться. Видимо, по этой причине Эстония никак не реагирует на инициативу Литвы.

Отметим, что у строящегося СПГ-терминала для Эстонии вместимость газовых танков составит 6000 кв. м., а сама платформа сможет передвигаться. Литовский Independence же курсировать по морю не может, а общая вместимость его танков – 170 132 кв. м.

В итоге Эстония будет тратить меньше на содержание своего СПГ-терминала за счет его небольших размеров. Возможно, определенную роль в успешной конкуренции с Independence даже сыграет способность эстонской СПГ-платформы передвигаться по морю.

В комбинации с газопроводом из Финляндии Таллину попросту не нужен литовский новый (или старый) СПГ-терминал в виде посредника. Для импорта газа из РФ (в среднем за год это около 500 млн кубов) трубопровода и собственной платформы с небольшими бункерами может оказаться вполне достаточно.

Для Литвы это плохие новости. Рентабельность и вообще смысл затрат на достаточно большой СПГ-терминал, уже имеющийся или приобретаемый, во многом зависит не только от внутреннего потребления Литвы, но и от спроса ее соседей – Эстонии и Латвии. Однако Таллин, похоже, не станет спасать литовское газохранилище средствами своего кошелька.

Автор: Илья Круглей

Источник: Baltnews.ee, 28.11.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики