Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > России посоветовали проститься с $7,5 млрд газового долга Молдавии

России посоветовали проститься с $7,5 млрд газового долга Молдавии

Кишинев не вернет деньги за российский газ

Россия стоит на пороге очередной топливной войны, и вновь - с одним из ближайших соседей. Эстафету многолетних претензий со стороны Украины, Белоруссии и Польши перехватила Молдавия. Избранный президент Майя Санду отказалась возвращать российской стороне долг за природный газ в размере $7,5 млрд, накопившийся, по ее словам, из-за потребителей из Приднестровья. Ситуация тупиковая: для «Газпрома» эти деньги потеряны навсегда, констатируют наши эксперты.

Согласно заявлению Майи Санду, у ее страны практически нет задолженности перед «Газпромом», и не стоит ожидать, что Кишинев возьмет на себя обязательства приднестровских потребителей. Это было бы «нечестно и несправедливо».

Все последние годы Молдавия платит Москве полную цену не только за газ, но и за электричество. Для его производства власти Приднестровья используют фактически бесплатное, дармовое для себя российское топливо, а свой долг перекладывают на молдавскую сторону. Это большая проблема, которую нужно решать, говорит Санду.

Формально газовый долг лежит на АО «Молдовагаз», дочерней компании «Газпрома», созданной в 1999 году. Российскому газовому монополисту принадлежат 50% акций, правительству Молдавии (в лице Агентства публичной собственности) – 35,33%, Приднестровью (в лице Комитета по управлению имуществом) – 13,44%, физическим и юридическим лицам – 1,23%. Правда, непризнанная республика еще в 2005 году передала свой пакет акций в доверительное управление «Газпрому».

А недавно международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ удовлетворил иск «Газпрома» о взыскании с «Молдовагаз» $246 млн. Сумма пойдет на погашение долга за топливо, поставленное еще в 2017 году. Как сказано в газпромовском отчете, долг Молдавии за российское сырье в 2011-2019 годах вырос из-за неплатежеспособности потребителей Приднестровья.

«Газпром» - крупнейший акционер АО «Молдовагаз», но не контролирующий: для контроля ему не хватает всего одной акции, - отмечает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. По ее словам, утверждая, что Молдавия не имеет отношения к задолженности Приднестровья, Майя Санду лукавит: в капитале «Молдовагаза» власти левобережной республики располагают долей, которая почти втрое меньше той, что Кишинев контролирует через государственный институт. То есть у Молдавии есть необходимые рычаги, чтобы влиять на принимаемые в этом АО решения. Еще несколько лет назад можно было бы созвать внеочередное собрание акционеров и поднять вопрос о реструктуризации долга. Однако молдавская сторона воздерживалась от каких-либо шагов.

На взгляд Мильчаковой, «Газпром» в качестве ответной меры может пойти на сокращение объема поставок в Молдавию, у которой в распоряжении не так много альтернативных источников газа. Примечательно, что предшественник Санду, вроде бы «пророссийский» президент Игорь Додон, тоже не признавал долг в $7,5 млрд. Скорее всего, предполагает эксперт, сторонам придется договариваться о реструктуризации, что наверняка выльется в длительный и конфликтный процесс.

Требовать вернуть эти деньги бессмысленно, поскольку такой суммы нет ни у Молдавии, ни у Приднестровья. Лучше с ними распроститься, считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. А вообще, напоминает собеседник «МК, «Газпром» постоянно сталкивается с нетривиальной задачей поставок газа и других энергоносителей непризнанным территориям. Прецедент с Приднестровьем – не единственный, есть еще как минимум Донбасс, в который российская компания закачивает газ, ничего не получая взамен. Это некая форма благотворительности и некий дополнительный налог, который российское руководство «повесило» из политических соображений на «Газпром» как на госкомпанию.

Впрочем, выход есть – Москве нужно договариваться с Кишиневом, заключить с ним джентльменское, компромиссное соглашение: старые долги мы вам прощаем, но новые поставки газа извольте оплачивать. Если вы считаете Приднестровье своей территорией, тогда давайте мы будем выстраивать новую систему коммерческих отношений. Можно провести аудит, выяснить, что происходит на левом берегу Днепра с оплатой населения за газ, перечисляют ли местные потребители деньги сбытовым компаниям. И если нет, то почему, кто виноват? Приднестровцы ведь не бесплатно пользуются мобильной связью и интернетом. Газ – тоже товар, и тоже имеет свою цену, пусть даже она будет не европейская, а льготная. По этим вопросам, считает Юшков, нужно организовывать трехстороннюю переговорную площадку – Москва-Кишинев-Тирасполь.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 01.12.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики