Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть перестает быть основой экономического роста в России

Нефть перестает быть основой экономического роста в России

Российский президент сделал ставку на скромный рост мирового потребления нефти, отметил ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Путин сделал ставку на умеренное потребление нефти

Президент РФ Владимир Путин дал прогноз по спросу на нефть в мире. В ближайшие пять лет он будет расти на 1% в год, а затем начнет снижаться на 0,1%. Данный прогноз станет базовым для российской экономики. 

В качестве точки отсчета взяты показатели 2019 года. В «коронакризис» произошел одновременный обвал нескольких отраслей мировой экономики, которые после окончания пандемии быстро восстановятся.

В первую очередь это авиационные перевозки, потреблявшие до 10% мировой нефти. Они продолжают стоять из-за закрытия границ в развитых странах и второго локдауна, введенного в ЕС.

Не надо забывать и про зеленую энергетику. В нее не верится, но на Западе собираются вложить туда колоссальные деньги, что на выходе даст определенный результат. Так что президент РФ учитывает и этот компонент. 

Однако такой прогноз не является догмой: оценка российского лидера показывает текущий взгляд на происходящее.

«Можно вспомнить предыдущие стратегические прогнозы – они нам сулили, что спрос на нефть в мире будет падать. В 2014 году речь заходила о том, что РФ вышла на пик добычи нефти. Тем не менее мы установили постсоветский рекорд по добыче», - констатирует Перов.

Стратегические прогнозы по нефти регулярно меняются в зависимости от конъюнктуры на мировом рынке.

«Объемы потребления нефти в мире продолжают расти. Даже оценка российского президента по росту потребления на 1% в год показывает, что в ближайшее время экономике нужно будет все больше нефти», - резюмирует Перов

В развитых странах, включая ЕС, потребление нефти падает. Это связано с энергосбережением и развитием альтернативной энергетики. В США рекорд по годовому потреблению нефти был достигнут в середине нулевых годов.

«Только одновременно с падением спроса на нефть мы видим серьезный рост потребления газа. Если мы возьмем нефть и газ вместе, т. е. то, что называется углеводородами, то увидим, что никакого спада не происходит», - заключает Перов.

Спрос на углеводороды продолжает расти, несмотря на «зеленые курсы» и прочие популистские проекты.

Триумф альтернативной энергетики пока отменяется

«Существует замечательный пример Германии. Эта страна действительно демонстрирует опыт перехода на ВИЭ, но одновременно с этим там растет импорт электроэнергии, произведенной на традиционных источниках. Берлин наращивает производство ВИЭ, но становится все более зависимым от импорта», - констатирует Перов.

Этим немецкие сложности не ограничиваются. После аварии на Фукусиме зеленые пролоббировали в Берлине отказ от атомной генерации. Сегодня она снижена в ФРГ на 10% по сравнению с показателями начала десятых годов. 

Только данная ситуация привела к росту потребления бурого угля в ФРГ – топлива, которое в ЕС считают грязным.

«Немецкие инвестиции в ВИЭ не привели к падению потребления традиционных источников энергии. Более того, идет удорожание стоимости традиционной энергии за счет роста импорта», - резюмирует Перов.

Таким образом, немцы платят за идеологические построения политиков-популистов.

«Обратим внимание на Калифорнию, где также произошел «переход на ВИЭ». В тот период, когда там рапортовали об успехах в зеленой энергетике, штат увеличил импорт электрогенерации со стороны», - заключает Перов.

Известно, что калифорнийский энергоимпорт был произведен на угольной генерации. Германия и Калифорния представляют собой вычурные примеры, поэтому «зеленая революция» пока отменяется.

«Если где-то происходит локальный рост потребления ВИЭ, то не значит, что процесс идет в целом по миру. Ситуация не позволяет нам утверждать, что ВИЭ вытеснит традиционные энергоносители. Поэтому прогноз российского президента о росте мирового потребления нефти на 1% в год я бы назвал скромным», - констатирует Перов

Преодоление последствий «коронакризиса» вместе с ростом мировой экономики позволят преодолеть данную цифру.

С другой стороны, умеренный прогноз позитивен в том плане, что он ограничит ставку ведущих российских компаний на углеводороды. Кремль больше не воспринимает это направление как источник экономического роста.

Данный подход позволит пересмотреть политику в отношении энергопроектов. Россия не будет вкладываться туда, где себестоимость нефти будет выше критической черты. Раньше таких планов было громадье и каждый из них требовал госфинансирования.

«Нефти в мире много, а Россия не обладает уникальными возможностями для того, чтобы обеспечивать мир углеводородами по низким ценам. При оценке перспектив нефти нам надо обратить внимание на это», - резюмирует Перов.

В мире существует много производителей нефти и газа, отсюда и проистекают главные риски нефтегазовой отрасли РФ. 

«Разговоры о солнечной и ветряной энергиях пока носят риторический характер. У России имеются гораздо более сложные угрозы, а именно производство углеводородов странами-конкурентами», - заключает Перов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 01.12.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики