Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть в режиме ожидания

Нефть в режиме ожидания

Почему отложена министерская встреча ОПЕК+

Министерская встреча ОПЕК+ была перенесена с 1 на 3 декабря. Причины не раскрываются, но ясно, что на фоне роста котировок барреля внутри ОПЕК+ увеличились противоречия между участниками сделки. Едва ли речь может идти об угрозе развала соглашения. Скорее, некоторые страны хотят для себя пересмотра его условий. Ранее ожидалось, что 1 декабря будут продлены действующие условия сокращения добычи нефти (суммарно на 7,7 млн баррелей в сутки) на несколько месяцев 2021 года. В момент заключения соглашения в апреле 2020 года планировалось, что с 2021 года участники сделки нарастят производство на 1,9 млн баррелей, а объемы сокращения составят 5,8 млн баррелей в сутки.

"Объявление о том, что страны ОПЕК+ не пришли к соглашению о дальнейших действиях, стало бы шоком, - говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Перенос же встречи - достаточно нейтральная новость, пока никак особенно не повлиявшая на котировки и настроения рынка. Всем участникам ОПЕК+ ясно, что сделка нужна, но некоторые хотят выгадать для себя новые преференции".

По его мнению, настрой лидеров сделки - Саудовской Аравии и России - был известен. Королевство готово было продлить действующие условия на 3-6 месяцев 2021 года. Нашей стране приходится учитывать длинный цикл восстановления производства, и в отличие от ближневосточных стран мы готовы были сохранить объемы сокращения на 1-2 месяца 2021 года. Но не это стало яблоком раздора, а желание других производителей изменить свои квоты сокращения. В первую очередь, речь идет об ОАЭ.

В конце ноября появилась информация Bloomberg, что ОАЭ, занимающие шестое место по добыче нефти в мире, рассматривают возможность выхода из соглашения ОПЕК+. В этом году в ОАЭ открыли новое месторождение нефти, запасы которого оцениваются почти в 273 млн тонн нефти. После этого министр энергетики ОАЭ Сухейль аль-Мазруи написал в Twitter, что его страна планирует увеличить производство до 5 млн баррелей в сутки к 2030 году. Сейчас мощности страны равняются 4,1 млн баррелей. Официальная квота сокращения ОАЭ - 700 тыс. баррелей в сутки, но производится всего 2,4 млн баррелей, поскольку рассчитывался объем снижения производства от уровня добычи 3,1 млн баррелей в сутки в октябре 2018 года. По аналогичным причинам своей квотой недоволен Кувейт, мощности добычи в стране в 2019 году выросли, но сокращать производство пришлось также с уровня октября 2018 года.

Следующий недовольный - Ирак, который уже не раз обращал внимание, что ему в отличие от Ливии и Венесуэлы, освобожденных сейчас от выполнения сделки, не делали никаких послаблений в период с 2017-го по 2019 год, несмотря на сложную ситуацию внутри страны. Тогда он не наращивал производство, а теперь вынужден опять его сокращать, несмотря на то что так и не вышел на максимум добычи. Схожие претензии может предъявить Нигерия.

"Вопрос о Ливии и Венесуэле - этих двух безбилетных пассажирах внутри ОПЕК+ - очень болезнен для других участников сделки, - говорит Константин Симонов. - Обе страны увеличивают добычу. Ливия уже даже превысила довоенный уровень производства в 1,1 млн, добывает 1,25 млн баррелей в сутки и собирается довести ее производство до 1,7 млн баррелей. Но об участии их в сделке пока речи не идет".

Никто из участников ОПЕК+ не заинтересован в повторении весеннего кризиса на рынке нефти

В итоге на раскачку взято два дня. Вполне возможно, что какие-то новые условия для некоторых участников ОПЕК+ в 2021 году будут предоставлены. Но то, что сделка будет продлена, не вызывает никаких сомнений, это в интересах всех ее участников, пережить очередной кризис на нефтяном рынке не захочет никто, считает Симонов.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 02.12.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики