Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Константин Симонов: Белоруссия вряд ли сумеет долго существовать без российского газа

Константин Симонов: Белоруссия вряд ли сумеет долго существовать без российского газа

Представители Украины заявляют о своей готовности увеличить транзит газа из России в Европу при ограничении поставок через Белоруссию. О возможных обходных путях «Вестей ФМ» поговорили с Константином Симоновым, генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности.

«Вести ФМ»: Константин Васильевич, здравствуйте!

Симонов: Добрый день!

«Вести ФМ»: Скажите, возможен ли аналогичный транзит газа через Украину?

Симонов: На самом деле есть одно принципиальное отличие транзита через Украину от транзита через Белоруссию. Если мы говорим о хранилищах, то в Белоруссии такой развитой системы подземного хранения газа нет. И именно поэтому Белоруссия вряд ли сумеет долго существовать без российских поставок, потому что основные мощности по хранению газа перед Европой всё-таки находятся на территории Украины. Но я даже не об этом хотел сказать. На самом деле принципиальное отличие транзита через Белоруссию от Украины как раз заключается в форме собственности на трубу.

«Вести ФМ»: То есть это «Газпром»?

Симонов: Да. Вот это важный момент. Почему? Потому что все трубы, которые идут по территории Украины, являются собственностью даже не «Нафтогаза», а украинского правительства. «Нафтогаз» является только оператором этих труб. Если мы посмотрим на территорию Белоруссии, там две трубы. То есть одни трубы управляются компанией «Белтрансгаз», который, кстати, тоже только на 50% является собственностью Белоруссии, а на 50% это собственность «Газпрома». А есть еще труба «Ямал — Европа» — это такая постсоветская уже труба, на которую законодательство Белоруссии не распространяется и которая является экстерриториальной трубой. И белорусский участок этой трубы является собственностью «Газпрома». Таким образом, если мы посмотрим на сухой язык закона, то на самом деле Белоруссия никак не может сократить транзит газа через газопровод «Ямал — Европа». Почему? Потому что газопроводы, которые входят в систему «Белтрансгаза» выполняют двойную функцию, то есть они поставляют газ и для внутренних нужд Белоруссии, и частично используются для транзита в Польшу. А труба «Ямал — Европа» используется исключительно для транзита газа в Польшу и в Германию. То есть Белоруссия для нее — это только транзитная страна, через которую газ проходит. Воровство из этой трубы — это будет совершенно вопиющий факт, особенно если учесть, что это не собственность Белоруссии. Вот этот момент принципиально отличает наши газовые войны с Украиной и Белоруссией.

«Вести ФМ»: Какой объем нашего газа сейчас идёт в Европу через Белоруссию?

Симонов: Ну, мы знаем, что год от года отличается, поскольку в 2008 году были одни объемы транзита, в 2009 году они чуть упали. Скажем, обычно через территорию Белоруссии прокачивается чуть более 30 миллиардов кубометров газа. Через территорию Украины — опять же год от года зависит — в 2009 году прокачка была 92 миллиарда кубов, бывало, доходило и до 120 миллиардов кубов. Поэтому я отвечу, что пропускная способность газопровода «Ямал — Европа» была выведена в 2007 году — это 33 миллиарда кубов. То есть в принципе значительную часть — если не весь объем транзита через Белоруссию — мы можем вести через свою собственную трубу.

«Вести ФМ»: В случае если Белоруссия все-таки предпримет некие шаги и каким-то образом ограничит подачу газа в европейские страны, украинская газотранспортная система выдержит этот дополнительный объем?

Симонов: С точки зрения объемов — да, выдержит. Но там есть проблема, связанная просто с переключением этих объемов. То есть нужно время для того, чтобы украинскую систему перенастроить. Поскольку, как я уже сказал, прокачка через Украину в 2009 году сократилась и довольно значительно, более чем 20 миллиардов кубов, то технический свободный объем в трубе есть. Но газ должен дойти до той же Польши, которая настроена на прием газа через «Ямал — Европу».

Прослушать запись:

Источник: Вести.ru, 21.06.2010 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики