Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия устроила путаницу вокруг «Северного потока - 2»

Россия устроила путаницу вокруг «Северного потока - 2»

Москва сбивает Вашингтон со следов строителей газопровода

Маневры морских судов, задействованных в создании последнего отрезка газопровода «Северный поток - 2» (СП-2), в последнее время напоминают «броуновское движение»: информация о дислокации кораблей, равно как и о том, кто из них в итоге будет прокладывать оставшиеся 150 км трубы, каждый день меняется. Трубоукладчик «Академик Черский» уже бросил якорь в непосредственной близи от недостроенной подводной части газового маршрута. Там же остановилась баржа «Фортуна», которая, как утверждает Германия, забьет церемониальный «золотой костыль» в газопроводной ветке и выведет ее на немецкие берега. Эксперты дали два объяснения подобной предновогодней суеты: либо оба судна ищут наиболее удобную диспозицию для проведения работ в акватории Балтийского моря, либо участники СП-2 стараются уберечь себя от новых санкций со стороны США.

В соответствие с последними данными портала по отслеживанию трафика судов Marine Traffic, «Академик Черский», еще год назад отправленный «Газпромом» на достройку оставшегося отрезка СП-2, вышел из немецкого порта Мукран, где находится ресурсная база газопровода, и бросил на якорь между побережьем Польши и принадлежащим Дании островом Борнхольм. Это именно тот район, где пока заканчивается достроенная часть сырьевого маршрута.

Формально, уже 5 декабря «Академик», получивший на тот момент от немецких регуляторов разрешение на проведение работ в балтийской акватории, был готов приступить к укладке трубы. Однако Федеральное ведомство судоходства и гидрографии Германии (BSH) неожиданно объявило, что достраивать газопровод будет баржа «Фортуна», также сертифицированная немецкими чиновниками. Более того, по информации международной системы позиционирования морских судов, еще в субботу она выдвинулась из немецкого Висмара и направилась в германский порт Росток, чтобы поскорее достичь назначенной точки строительства, а «Черский», в свою очередь, вернулся обратно в Мукран.

Исходя из данных спутниковых систем отслеживания, в последние два дня скорость передвижения обоих судов остается на нулевом уровне. Другими словами, они находятся на одном месте — недалеко от места продолжения газопровода. Конечный адрес маршрута в морских картах не указан: англоязычная аббревиатура «NA», используемая в ячейках информационных таблиц, обычно свидетельствует об отсутствии конкретных сведений о местонахождении корабля, или указывают на недоступность ответа от флотских командиров.

Теоретически, по мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, постоянная перемена дислокации трубоукладчика и баржи может быть сопряжена исключительно с технологическими аспектами. В частности, «Фортуну» сопровождает российское судно снабжения «Катунь», которое может обеспечивать баржу дополнительным необходимым оборудованием. В свою очередь, к остановившемуся в море «Академику» присоединился другой снабженец — судно «Иван Сидоренко», преодолевшее для этого более 2 тыс км из Калининграда. В направлении «Черского» движется еще одно российское снабженческое судно — «Финвал». Кроме того, в районе достройки СП-2 также постоянно находятся вспомогательный якорезаводчик «Умка» и ледокол «Владислав Стрижов», который сможет пролагать строителям путь в зимний период.

Поскольку основные участники создания СП-2, в том числе и «Газпром», явно конспирируют информацию о дальнейшем планах завершения морского отрезка газопровода, эксперты советуют в первую очередь обращать внимание на официальные заявления задействованных в строительстве организаций. Так, по словам представителей BSH, до конца этого года в достройке оставшейся ветки будет задействована «Фортуна» — баржа будет вести работы по укладке труб южнее мелководного района Адлергрунд в Балтийском море. Однако длина этого участка составляет всего 2,5 км и пролегает по немецкой территории. В свою очередь, ключевая часть недостроенной магистрали – примерно 50 км газопровода — должна быть проложена в исключительной экономической зоне Дании, с которой у России уже не раз возникали разногласия относительно СП-2. Как полагает Юшков, «Газпром» старается застраховать себя от возможных претензий Копенгагена, которые могут возникнуть в будущем из-за очередных санкций Вашингтона к проекту, поэтому и создает своеобразную путаницу в судах, задействованных на последнем отрезке. Это делается для того, чтобы не дать американцам шанса в будущем подвергнуть морской флот российской газовой монополии судебных искам. Между тем, как полагают европейские аналитики, при четкой синхронизации работы всех трубоукладчиков выход газопровода на берега Германии и его пуск в эксплуатацию состоится не ранее лета 2021 года.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 07.12.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики