Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Хрупкий компромисс ОПЕК+: почему Россия ждет роста добычи не без тревоги

Хрупкий компромисс ОПЕК+: почему Россия ждет роста добычи не без тревоги

Итогом трудных переговоров ОПЕК+ стало решение, в целом устраивающее Россию: она сможет нарастить добычу на 131 000 баррелей в сутки, что по сегодняшним ценам означает дополнительные $160 млн за январь. Однако проблемы российской нефтяной отрасли — в том числе проседание нефтяного экспорта — далеки от разрешения, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов
 
Состояние государственного бюджета во многом определяется ценой на нефть, которая в том числе зависит от судьбы сделки ОПЕК+. Поэтому на прошлой неделе заседание ОПЕК+ было одним из главных сюжетов.

Объединенные Арабские Эмираты обеспечили нам нервную неделю, требуя увеличить добычу с 1 января на 1,0 млн баррелей в сутки, как это было предусмотрено изначальными планами. Саудовская Аравия, не без оснований опасающаяся падения цен на нефть, предлагала отказаться от роста добычи с 1 января, чтобы не рисковать доходами на очень неустойчивом рынке, когда вторые и последующие волны локдаунов из-за коронавируса грозят вновь обрушить стоимость нефти. 

Факторов неопределенности довольно много. Эффективность антикоронавирусных вакцин и реальные сроки массовой вакцинации пока остаются под вопросом, как и раскрученное аналитиками восстановление спроса в Азии. Китай, показывающий нулевые или единичные новые случаи заболевания ковидом, держит закрытыми границы, а после их открытия новая китайская статистика может оказаться уже не столь благоприятной (оставляя в стороне вопрос еще и о достоверности китайской статистики). С ростом потребления в Индии вообще произошел трагикомичный случай: западные аналитики радостно приняли за тенденцию локальный рост спроса на нефтепродукты из-за большого фестиваля Дивали в стране.

В соцсетях можно было прочитать много конспирологических версий о том, почему ОАЭ чуть было не развалили сделку ОПЕК+. На самом деле тут все прагматично. В реальности ОАЭ движет желание активнее продвигать свой новый бенчмарк нефти, который должен быть отвязан от саудовских сортов и от Brent. Речь идет о сорте Muban, за который ответственна государственная компания ОАЭ Abu Dhabi National Oil Co. Это премиальный сорт по своим физико-химическим характеристикам, он легче, он менее сернистый, чем саудовская нефть, и многие азиатские клиенты уже выразили готовность формировать цены с привязкой именно к нему. Отметим в скобках, что это важно и для России в контексте ценообразования на сорт ESPO. 

Однако для превращения Muban в полноценный бенчмарк нужны существенные объемы продаж, которые как раз сдерживаются соглашением ОПЕК+. Отсюда и распускавшиеся спикерами ОАЭ слухи о том, что страна может покинуть ОПЕК+. Скорее речь идет о том, чтобы выторговать себе в ОПЕК+ лучшие условия.

В итоге после нескольких раундов нервных переговоров было принято компромиссное решение, в целом устраивающее Россию. С 1 января общая квота производства стран ОПЕК+ должна увеличиться на 0,5 млн баррелей в сутки (б/с), а совокупный объем сокращения — снизиться до 5,7 млн б/с. При этом каждый месяц участники ОПЕК+ смогут пересматривать этот параметр. Если будет принято решение о новом увеличении добычи, то рост этого увеличения в месяц также не должен превысить 0,5 млн баррелей в сутки. 

Согласно последнему решению, Россия может нарастить добычу на 131 000 баррелей в сутки. При нынешних ценах на Urals эта означает прибавку примерно в $160 млн за январь. В принципе это неплохо. Однако придется решить, что делать с невыполненными Россией обязательствами в рамках сделки. Россия предпочитает называть процент выполнения своих обязательств, который выглядит не так уж плохо. Однако из-за большого объема обязательств проценты транслируются в значительный объем, а потому в суммарном объеме «передобытой» нефти Россия, по оценке ОПЕК, занимает второе место после Ирака.

Пока Новаку удается погасить недовольство саудитов, которые, наоборот, лидеры по перевыполнению сделки — на 200 000 баррелей в сутки. Однако к концу первого квартала Россия должна компенсировать свой «долг» в 89 000 баррелей суточной добычи, и он, если все же Москва намерена выполнить свои обязательства, эту квоту съест почти на 70%. Другой вариант — доказать разницу в методике подсчета со стороны РФ и ОПЕК.

Внутри России линия Новака на сохранение в сделке любой ценой пока победила линию на «ценовую войну» со сланцами для восстановления позиций на основных экспортных рынках. При этом угроза нашим экспортным позициям остается. В сентябре–октябре можно было прочитать и услышать целую серию прогнозов о серьезных оперативных проблемах в американской добыче, которые должны еще до конца 2021 года привести к серьезному снижению производства нефти в США. Однако этого пока не происходит, даже несмотря на негативные ожидания от «зеленой» энергетической политики Байдена.

Особенно тревожным представляется наступление американцев на европейский рынок. Это выражается не только в росте поставок, но и в принятии важных стратегических решений, сильнее привязывающих Европу к американским нефтяникам. К такой категории относится, например, решение добавить американскую нефть в нефтяную корзину Dated Brent. S&P Global Platts собирается добавить в нее WTI Midland.

Проседание российского экспорта несколько замедлилось в ноябре 2020 года в сравнении с предыдущими месяцами. Однако все равно экспорт падает сильнее сокращения добычи. И это уже серьезная стратегическая проблема. Экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья в январе–ноябре 2020 года просел на 11,5% по сравнению с 2019 годом. Падение же добычи составило 8,4%. 

Оптимизма ценам и производителям может добавить разве что рост напряженности на Ближнем Востоке. Хуситы, например, при поддержке Ирана крылатыми ракетами атаковали недавно объект Saudi Aramco. Однако он ориентирован на внутренний рынок, а не на экспорт, поэтому нефтяные цены атаку не заметили. Тем временем в Иране был убит физик-ядерщик из ИРИ, и в этих условиях Байдену будет сложнее и дольше снимать санкции с Ирана. Однако в целом ожиданий большой войны на Ближнем Востоке пока нет. Поэтому нефтяной экспорт региона остается проблемой для конкурентов ближневосточных производителей, включая Россию.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Forbes.Ru, 08.12.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики