Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ДОЛГотерпение «Газпрома»

ДОЛГотерпение «Газпрома»

Терпение долгов или долготерпение 

Президент России Дмитрий Медведев поручил главе "Газпрома" Алексею Миллеру приступить к ограничению поставок газа в Белоруссию. Сказано - сделано. Для начала объем сократится на 15 процентов в сутки. Затем, если ничего не изменится, газовый секвестр постепенно дорастет до 85. Пропорционально долгу. Окончательное решение было принято в понедельник утром на встрече Медведева с главой "Газпрома". Пять дней, отпущенные Белоруссии на уплату долга, прошли вхолостую. Поэтому президент России дал отмашку применить более сильные средства.

Это все-таки произошло. Любопытно, что такое резюме, как правило, подчеркивающее некую событийную неожиданность, универсально подходило бы к любому исходу очередного российско-белорусского конфликта. Заплати Минск "Газпрому" эти несчастные 200 миллионов долларов или запусти "Газпром" режим санкций против Минска - и то, и другое при иных обстоятельствах все равно привело бы к удивлению. Поскольку не может не удивлять, с одной стороны, внезапный приступ финансовой порядочности у тех, кто сознательно от нее уходил, с другой стороны, категоричность тех, кто к такому поведению партнеров уже должен был привыкнуть.

В общем, вся эта история с газовым долгом Белоруссии изначально выглядела хоть и  некрасиво, но, по большому счету, штатно. Или даже заштатно, если учесть, что постоянные недоразумения в отношениях двух союзников уже превратились в их серые будни. То, что случилось на этот раз, тоже случилось не вдруг. Минск в одностороннем порядке решил платить за российский газ не по контракту, а по старинке. И в 2010 - по ценам 2009. Получалось и дешево, фактическая же стоимость возросла, и сердито - мол, вот такое наше белорусское отношение к вашему российскому прагматизму. "Газпром" обращал на это внимание, ставил на вид, предупреждал, слал письма. Тщетно.

В конце концов, когда стало очевидно, что всему виной не отсутствие в Минске денег, а наличие у него странной политической воли, в дело вмешался российский президент. Он дал Белоруссии пять дней. И минувшей ночью они истекли. Сказать, что Минск за это время пытался предпринять что-либо вразумительное, значит, сильно погрешить против истины. Пять дней Белоруссия искала. Но совсем не деньги, а собственную позицию. Лукашенко даже на "Брестскую крепость" сходил. В смысле, в кино. Чтобы проиллюстрировать несгибаемость и затуманить конкретную проблему исторической сентиментальностью. Его люди тем временем устроили что-то похожее на контрнаступление. Пытались всучить России свои претензии на ту же сумму. Дескать, это Москва должна Минску за транзит. Угрожали проблемами с этим самым транзитом.

Одни искали политическую подоплеку, иные, напротив, относили все на уровень хозяйствующих субъектов. В общем, спасались, как могли. Но все это, по большому счету, выглядело ребячеством. Особенно на фоне того, что белорусские переговорщики предложили России бартер, тем самым подтвердив, что долг существует. А коль так, то он исключительно живым платежом красен. Да и сам Лукашенко еще в пятницу заявлял, что Минск заплатит, если деваться никуда. Теперь точно некуда. Из белорусской избы вынесен не только сор, но и газ. Как заявил Алексей Миллер, "Газпром" начинает действовать. Аккуратно, но жестко.

Вместе с тем, до десяти часов утра в этом деле еще сохранялась интрига. В воскресенье, за считанные часы до истечения срока ультиматума, в Москву все-таки отправилась белорусская делегация. Но, во-первых, с сомнительными полномочиями, поскольку уровень первого замминистра, при всем уважении, недостаточный для принятия принципиальных решений, но вполне уместный, если есть задача эти решения затянуть. Во-вторых, свою цель переговорщики видели в том, чтобы обсудить долг "Газпрома" за белорусский транзит. Долг, неподтвержденный документами, внезапный и больше похожий на некий симметричный ответ.

Все это было бы смешно, если бы не было так привычно. Все вспомнили, как один раз у нас уже все решалось в самый последний момент. Под куранты 2007 года. Тогда все обошлось. Но, к огромному сожалению, те куранты не стали набатом. А ведь это именно они возвестили начало новых отношений между союзниками. Отношений, которые всякий спорный раз будут доходить до опасной черты невозврата. Россия переболела ситуацией, когда терпение белорусских долгов превратилось в долготерпение. Но и оно не могло быть вечным. В Минске этого так и не поняли. Или не захотели понять.

Кажется, что Россия сейчас выбрала самый подходящий момент для категоричности. И не только потому, что все это в какой-то степени можно связать с запуском Таможенного союза. Он запланирован в начале июля, и пока без Белоруссии. У Москвы были и прямые предпосылки для жесткости. Во-первых, прошло полгода - этапный срок для того, чтобы сделать выводы. Во-вторых, сумма долга пока не критическая, дальше было бы хуже. В-третьих, лето - это не зима. Хоть Россия и убеждает, что транзит в Европу, даже если Минск пойдет на его блокирование, не пострадает. Тем не менее, в холода это вызвало куда больший негативный резонанс. И, в-четвертых, в Белоруссии в начале следующего года президентские выборы. Решительные действия Москвы именно сейчас заблаговременно снимают с них налет политичности. Хотя в комментариях Минска не исключают ее совсем. Но Минск по-другому и не может. Он потому и упорствует в собственном капризе.

И выглядит все так, словно Минск сознательно идет на конфликт, чтобы довести его до абсурда. Чтобы, как в известном фильме, хорошо бы для начала помучиться. Ведь сейчас на ограничение поставок можно списать любые недоразумения белорусской экономики. Ее слабые места вот-вот станут очевидными. Но пока страна еще держится, надо придумать причину ее падения. Например, спровоцировать войну с "Газпромом". Это уже проходили с Украиной времен Ющенко. Для нее, кстати, все закончилось сменой власти.

Продолжим тему с российским политологом, руководителем Фонда национальной энергобезопасности Константином Симоновым: скачать mp3

Самое интересное, что ни у кого нет сомнений в том, что Минск в итоге заплатит. Остаются сомнения в том, что история не повторится. Потому что из наших отношений исчезла системность благополучного партнерства. Все на грани. И поводом к очередному конфликту может стать любая мелочь. В конце концов, и 200 миллионов долларов - это не те деньги, за которые стоило так упираться. Но это тенденция. Вот и глава "Газпрома" Алексей Миллер считает, что проблема неплатежей за поставки российского газа в Белоруссию может приобрести хронический характер. Может быть, еще и потому что Белоруссия хронически больна собственной властью. Наверное, в детстве у каждого были такие односложные анекдоты. Например, Буратино утонул, или Колобок повесился. Теперь, видимо, к ним можно добавить еще один. Взрослый. Лукашенко изменился.

Слушайте полную версию программы: скачать mp3

Автор: Михаил Шейнкман

Источник: Голос России, 21.06.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики