Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Налоговые строгости вместо льгот

Налоговые строгости вместо льгот

С 1 января нефтедобывающие компании потеряют ряд налоговых льгот. Какую выгоду это принесет бюджету и как скажется на перспективах отрасли?

В правительстве не раз высказывались о том, что нефтяники пользуются слишком большим количеством льгот, которые не приносят государству ожидаемого результата. Так, в конце прошлого года министр финансов Антон Силуанов говорил, что преференции по налогам не должны становиться лазейками для уклонения от налоговых выплат, и указывал на то, что, несмотря на обилие льгот, нефтегазовые доходы бюджета начали снижаться по сравнению с планом. В июне 2020 года замминистра финансов Алексей Сазанов в интервью Reuters сказал, что введение налога на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли «было самой большой ошибкой», из-за которой бюджет страны в 2019 году недополучил 219 млрд руб.

А председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко еще в октябре 2019 года выразила мнение, что налоговые послабления, предоставляемые российским нефтяным компаниям, не дают соответствующего прироста инвестиций в отрасль и не снижают зависимость от поставок импортного оборудования. Матвиенко подчеркивала, что льготы являются инвестициями со стороны государства и предоставляться они должны лишь при соответствующей отдаче. В результате осенью Госдума приняла, а президент подписал поправки в Налоговый кодекс, предложенные Минфином и отменяющие ряд налоговых льгот для нефтяников с 1 января 2021 года. По оценкам Антона Силуанова, только в следующем году благодаря отмене льгот бюджет получит допдоходы в размере 260 млрд руб.

За и против

Игроки нефтедобывающей отрасли отреагировали на налоговые перемены крайне негативно. Нефтяники еще в августе направили Владимиру Путину письмо, где указывали, что если НДД будет скорректирован, то добыча на проектах с НДД за десять лет упадет на 340 млн т, инвестиции снизятся на 2,3 трлн.руб., а бюджет недополучит 2,5 трлн.руб. Письмо подписали главы «Роснефти» Игорь Сечин, ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Татнефти» Наиль Маганов и «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов.

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, ссылаясь на проект бюджета на 2021 год, рассказал РБК+, что в сумме все поправки по льготам обойдутся нефтяникам в 312 млрд руб. «Сумма пугающая. В следующем году российская нефтяная отрасль окажется сразу под тремя ударами: новый налоговый режим (а отмена льгот означает именно новый налоговый режим, а не какие-то «косметические» изменения, как это иногда преподносится), низкие цены на нефть, которые, очевидно, не восстановятся до докризисных уровней, и снижение добычи в рамках сделки ОПЕК+», — отмечает эксперт.

Руководитель направления фискальной политики консалтинговой компании «Экономик Эксперт групп» Александра Суслина считает, что бюджетный дефицит по итогам текущего года составит около 4,7 трлн.руб. (это примерно 4,5% ВВП). «Бюджетные доходы падают, так как из-за кризиса сильно снизились все налоговые базы, идет снижение по всем источникам доходов, не только по нефтегазовым», — отмечает эксперт. На следующий год проект бюджета предполагает дефицит на уровне около 2,75 трлн.руб. (порядка 2,4% ВВП). Однако Александра Суслина считает, что реальный дефицит бюджета может оказаться больше. «Безусловно, лишение льгот — болезненный момент для нефтяников. Но следует учесть, что бюджет испытывает катастрофическую нехватку доходов. И, чтобы его наполнить, приходится собирать с миру по нитке. И нефтяная отрасль, как самая богатая, в этом случае — первый кандидат. Кроме того, как бы нефтяники ни жаловались, объективно у них есть ресурс для повышения эффективности отрасли за счет снижения собственных неэффективных затрат», — подчеркивает Александра Суслина.

Компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛ отказались комментировать РБК+ отмену льгот. Известно, что первый вице-президент ЛУКОЙЛа Азат Шамсуаров на Тюменском нефтегазовом форуме, проходившем в сентябре, говорил, что частое изменение налогового законодательства может ухудшить маржинальность нефтяного сектора. По его словам, налоговые решения в России «часто принимаются наскоро и не всегда обдуманно» (цитаты по ТАСС). В конце октября Вагит Алекперов заявлял в эфире телеканала «Россия 1», что ужесточение режима НДД негативно скажется на экономических результатах ЛУКОЙЛа и компания может не выйти на докризисные показатели даже к 2023 году.

Глава «Татнефти» Наиль Маганов в беседе с агентством ТАСС в сентябре говорил, что отмена льгот по налогу на добычу сверхвязкой нефти и экспортной пошлине для компании означает около 80 млрд руб. дополнительных налогов в год. По словам гендиректора компании «ИнфоТЭК-терминал», члена комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ Рустама Танкаева, правительство России на протяжении последних шести лет систематически повышает налоговую нагрузку на нефтяной сектор, причем критическую границу эта нагрузка перешла в январе 2019 года. «Сейчас уровень налоговой нагрузки на нефтяную отрасль в РФ — самый высокий в мире. Становятся нерентабельными не только многие проекты, но и государственные программы, такие как программа освоения углеводородных ресурсов Арктики или программа развития Дальнего Востока (последняя вообще была свернута). Поиск и геологоразведка углеводородов на Сахалине остановлены.

Полностью остановлены проекты новых нефтеперерабатывающих предприятий, прекратилось создание новых нефтедобывающих регионов», — говорит эксперт. По его словам, правительство не просчитывает последствия своих действий, давит одновременно на газ и на тормоз: «В результате наша нефтегазовая промышленность не имеет будущего. Когда созданы условия, в которых промышленность существовать не может, она существовать и не будет».

Перспективы отрасли

Смогут ли нефтяники отыграть потерю льгот? Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин уверен, что «даже сейчас, в период кризиса, «последнюю рубашку» с нефтяников снимать никто не будет». И считает, что, когда коронавирусный кризис будет преодолен, нефтяники с большой вероятностью получат новые преференции, компенсирующие утрату льгот в 2020 году.

Фактически это уже происходит. «Роснефть» получила льготы по Ванкору, «Роснефть» и «Газпром нефть» — по Приобскому месторождению, которое разрабатывают совместно, «Газпром нефть» — по Новопортовскому месторождению, «Татнефть» — по Ромашкинскому месторождению. За проекты по добыче сверхвязкой нефти 12 ноября вступился президент Татарстана Рустам Минниханов. Он предложил включить их в закон о защите и поощрении капиталовложений. В этом случае государство дает гарантию не применять акты, которые могут ухудшить положение инвестора. В первую очередь речь идет о налоговых и регуляторных условиях. Кроме того, предусматривается возможность компенсации затрат на инфраструктуру и процентов по кредитам и облигационным займам.

Что отменили

В соответствии с федеральным законом с 1 января 2021 года отменяются: пониженная ставка экспортной пошлины на сверхвязкую нефть (сейчас она составляет 10% от полной ставки); льгота по экспортной пошлине для нефти, добытой на 15 месторождениях с особыми физико-техническими характеристиками; пониженная ставка НДПИ для месторождений углеводородного сырья с выработанностью более 80%; льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти. Перестает действовать пониженная ставка НДПИ (30% от полной) для компаний, ведущих поиск и разведку месторождений за свой счет.

Автор: Алексей Топалов

Источник: РБК+, 15.12.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики