Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему более зелёная экономика вряд ли станет более справедливой

Почему более зелёная экономика вряд ли станет более справедливой

Европейский союз официально провозгласил своей целью снижение выбросов парниковых газов до нуля к 2050 году. В ближайшие годы будет реализовываться масштабный проект, в рамках которого компании, внедряющие зелёные технологии, смогут рассчитывать на многомиллиардные субсидии, а тех, кто не будет соблюдать ужесточающиеся экологические требования, ждут убытки и потеря рынка. Тому, как зелёная повестка отразится на бизнесе, посвящена вторая часть проекта клуба «Валдай» «Климат и политика».

В 2007–2008 годах в политическом лексиконе Америки появилось словосочетание «зелёный новый курс» (Green New Deal). Подобно тому, как Новый курс президента Рузвельта оживил экономику США после Великой депрессии, Зелёный новый курс должен был ответить на вызовы, стоящие перед миром в контексте климатических изменений. Дискуссия о нём возобновилась с новой силой спустя десятилетие, когда в Демократической партии начало формироваться «зелёное крыло». В феврале 2019 года в Сенат был направлен проект резолюции о Зелёном новом курсе, предусматривавший сведение к нулю выбросов парниковых газов американской экономикой в течение десяти лет. Основными мерами, способствующими достижению этой цели, должны были стать отказ от ископаемого топлива и повышение ресурсоэффективности. Хотя идеи резолюции получили поддержку со стороны ряда видных демократов, голосование в Сенате стало тяжёлым поражением его инициаторов. Стало очевидно: в Америке время для Зелёного нового курса ещё не настало – даже на уровне деклараций.

Тем временем в Европе позиции «зелёных» продолжали укрепляться. В мае того же 2019 года они достигли впечатляющего успеха на выборах в Европарламент. Избранная в июле главой Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сделала климатическую повестку своим приоритетом. Документ под названием The European Green Deal был обнародован 11 декабря, через десять дней после её вступления в должность. Объявленная цель – переход к климатической нейтральности, то есть к чистым нулевым выбросам (net zero emissions) парниковых газов к 2050 году. Идти к ней Евросоюз будет, переводя генерацию электричества на возобновляемые источники топлива, повышая энергоэффективность жилья и создавая «умную инфраструктуру». Цена вопроса – триллион евро в первые десять лет. Символическое значение – ЕС заявляет о себе как о глобальном лидере в области продвижения климатической повестки и задаёт новые стандарты взаимодействия государства, бизнеса и общества в борьбе с изменением климата.

"Борьба с глобальным потеплением оправдывает гигантские субсидии на новый энергопереход . Кроме того, это даёт обоснование для введения климатических сборов с импортируемых в ЕС товаров. Все, увы, просто и цинично".

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности 

Речь идёт, однако, не только и не столько о климате как таковом. Действительно, по объёму выбросов парниковых газов ЕС входит в тройку мировых лидеров, однако доля Китая, занимающего первое место, в три раза больше, чем доля ЕС, а Соединённых Штатов – в полтора. Даже если Европа станет климатически нейтральной, она не остановит изменение климата в одиночку при отсутствии аналогичных программ в других промышленно развитых странах. Зато произойдёт коренная перестройка европейской экономики, в результате которой кто-то выиграет, а кто-то – проиграет. Она коснётся не только европейских стран, но и всех без исключения партнёров ЕС. С точки зрения России, наиболее актуально грядущее изменение правил игры для поставщиков углеводородов: фактически европейский Зелёный курс – это объявление войны ископаемому топливу. Однако под прицелом оказываются любые товары, производство которых не соответствует климатическим стандартам ЕС. А это уже заявка на серьёзный передел рынков и ужесточение конкурентной борьбы. Логично предположить, что Европа, используя климатическую повестку, надеется усилить свои позиции на мировых рынках по отношению к США и Китаю.

«Новая “зелёная волна” в Европе имеет под собой вполне прагматичные причины, – говорит эксперт клуба «Валдай» Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности. – Борьба с глобальным потеплением оправдывает гигантские субсидии на новый энергопереход . Кроме того, это даёт обоснование для введения климатических сборов с импортируемых в ЕС товаров. Все, увы, просто и цинично. Компании, которые активно лоббируют тему энергоперехода, очень рассчитывают на получение государственных или иных субсидий в рамках этого мегапроекта». Коллега Симонова Алексей Гривач добавляет: «Политика декарбонизации в ЕС – это попытка защитить свою конкурентоспособность в условиях истощения запасов традиционных энергоресурсов в Европе и, соответственно, роста зависимости от импорта. Но с точки зрения поставщиков углеводородов, это является инструментом искусственного ограничения конкуренции, так как зелёные технологии получают колоссальное субсидирование, в том числе за счёт налогообложения традиционных энергоносителей».

Зелёная повестка уже давно стала частью бизнеса, поэтому провозглашение Зелёного нового курса не застало европейские компании врасплох. Активное внедрение зелёных технологий обусловлено как ужесточающимися требованиями регуляторов и банков, которые начинают сокращать или даже прекращать финансирование недостаточно зелёных компаний, так и изменением менталитета потребителей. Компании борются за новые ниши на рынке через имидж или позиционирование новых продуктов, которые ориентированы на потребителей, готовых платить «зелёную премию к цене», объясняет Гривач. Для нового поколения вопросы устойчивого развития и охраны окружающей среды выходят на первый план и игнорировать их просто нельзя.

Источник: Валдай, 15.12.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики