Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выяснились подробности достройки «Северного потока - 2»: эксперты осторожничают

Выяснились подробности достройки «Северного потока - 2»: эксперты осторожничают

На введение в эксплуатацию газопровода потребуется год

В истории с завершением строительства «Северного потока-2» (СП-2) наконец-то наступила техническая ясность. Баржа «Фортуна» 15 января 2021 года приступит к укладке труб по двум параллельным веткам газопровода в исключительной экономической зоне Дании, сообщило Морское управление этой страны. По оценкам аналитиков, работы займут три–пять месяцев, если процессу не помешают новые санкции США и зимние шторма на Балтике. Еще месяца два уйдет на пусконаладочные мероприятия. Однако об окончательном успехе проекта речи нет: достроить СП-2 еще не значит, что его удастся ввести в эксплуатацию в полном объеме.

«Фортуне» будут помогать два судна обеспечения — «Мурман» и «Балтийский исследователь». Участок протяженностью 147 километров, на котором с января предстоит уложить трубы, пролегает к югу от датского острова Борнхольм и должен быть состыкован с другой секцией — со стороны Германии. До конца 2020 года «Фортуна» завершит работы в исключительной экономической зоне Германии, на участке в 2,6 километра. Затем начнется строительство последнего отрезка СП-2 в водах Дании. На это может уйти более трех месяцев, поскольку «Фортуна» укладывает трубы достаточно медленно, со скоростью 1,5 км/день.

Разрешение на достройку и эксплуатацию газопровода в своей экономической зоне Дания выдала еще 1 октября. Ранее она смягчила требования к проекту, разрешив судам с якорным позиционированием (а «Фортуна» относится именно к такому типу) участвовать в работах. Вокруг судов будет создана временная запрещенная для мореплавания зона — по 200 метров с каждой стороны рабочей полосы, говорится в сообщении датского Морского управления. Принципиальный момент: прошедший модернизацию трубоукладчик с динамической системой позиционирования «Академик Черский», на который «Газпром» возлагал основные надежды, оказался пока не у дел.

И хотя американские санкции в отношении СП-2 никто не отменял, «Газпром» явно настроен сделать все от него зависящее, чтобы поставить точку в работах, выполненных на данный момент более чем на 90%, рассуждает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Понятно, что «Фортуна» будет продвигаться довольно медленно, поскольку этой барже (в отличие от «Академика Черского»), чтобы укладывать нитку и сваривать ее сегменты, приходится постоянно ставить якоря. Кроме того, море в это время неспокойно. По прогнозам эксперта, работать в датских водах судно будет от трех до пяти месяцев, потом еще пару месяцев продлятся испытания, еще месяцев пять–семь понадобится на разного рода юридические и технические согласования в ЕС. Получается, что реальное функционирование газопровода может начаться лишь где-то через год.

В принципе, особо торопиться «Газпрому» сейчас уже некуда: вот если бы «Северный поток-2» был достроен до начала 2020 года, тогда можно было не подписывать новый пятилетний транзитный договор с Украиной. По нему мы обязаны прокачать в текущем году 65 млрд кубометров газа, в следующем — 40 млрд.

На новые санкционные законопроекты, готовящиеся в США, сегодня оглядываются, скорее, европейцы, нежели «Газпром». Речь в них идет уже не о строительстве (как в прошлогоднем документе), а об обслуживании и вводе в эксплуатацию СП-2, напоминает Юшков. И тут все будет зависеть от того, как поведут себя европейские функционеры: не испугаются ли санкций Вашингтона, насколько они самостоятельны в своих действиях, готовы ли выдавать «Газпрому» все необходимые бумаги. К слову, «Северный поток-2» предназначен не только для немецкого рынка: газ пойдет транзитом через Германию вплоть до Австрии, в газораспределительный центр в Баумгартнере.

Что касается «Газпрома», то ему предстоит решить другой непростой вопрос: как вывести СП-2 из-под действия третьего энергопакета ЕС. Формально это комплекс антимонопольных мер, которые касаются морской части газопровода и запрещают одному поставщику загружать более 50% мощности трубы. В случае с СП-2, это 27,5 млрд кубометров из проектных 55 млрд. Пока есть намеки на то, что «Газпром» вместе с немцами хочет придать «Северному потоку-2» статус климатически важного для Европы проекта и тем самым обойти ограничение со стороны ЕС, рассказывает Юшков.

Конечно, «Академик Черский» мог бы серьезно ускорить процесс строительства, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Но с ним, по словам эксперта, есть загвоздка в сертификации оборудования и работ, поскольку норвежская компания-сертификатор СП-2 отстранилась от этого, опасаясь американских санкций. И пока российский трубоукладчик не получил необходимой документации для продолжения работ на объекте в полном объеме. Нужно дождаться дополнительной информации из Копенгагена, когда судно прибудет в датские воды и присоединится к «Фортуне».

Между тем, сухопутная часть СП-2 уже построена и полностью готова к вводу. Об этом сообщила генеральный директор «Газпромэкспорта» Елена Бурмистрова.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 23.12.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики