Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Крах западного энергоперехода приведет мировую экономику к дефициту нефти

Крах западного энергоперехода приведет мировую экономику к дефициту нефти

Дефицит нефти на мировом рынке в 2021 году маловероятен, отметил ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Аналитики из Rystad Energy считают, что в 2021 году на нефтяном рынке возникнет дефицит сырья. 

В первом квартале года спрос будет превышать предложение, но затем образуется дефицит в 1,1 млн баррелей в сутки, что создаст новые возможности для стран-участников соглашения ОПЕК+ по регулированию добычи нефти. Дефицит предложения нефти начнется в мае, а в августе достигнет максимума и составит 3,4 млн баррелей в сутки.

В 2021 году дефицита не будет

Исследование базируется на тезисе, что потребление в мире увеличится после кризиса, ограничения ОПЕК+ сохранятся, а «безбилетники» в лице США, Бразилии не поспеют за мировым спросом на нефть. Этот прогноз спорен: дефицит нефти в 3,4 млн баррелей в сутки вернет цены на нефть к отметке 100 долларов за баррель и выше.

«Дефицит вряд ли возможен. Участники соглашения ОПЕК+ перешли к ежемесячной корректировке объемов производства, поэтому у них не будет проблем с мгновенной реакцией на запрос мирового рынка», - констатирует Юшков

ОПЕК+ сократил текущую добычу стран-участников, поэтому у них есть резервные мощности для наращивания добычи.

«В рамках соглашения ОПЕК+ достаточно повернуть вентиль, и добыча начнется. Вторым игроком, который влияет на мировой рынок нефти, являются США. Особенностью американских сланцевых проектов является то, что они быстро уходят с рынка и также быстро туда возвращаются. Их действия зависят от мировой конъюнктуры», - резюмирует Юшков.

Если цена поднимется, а дефицит нефти это предполагает, то сланцевики возобновят добычу. Из-за этого Новак и рассуждал об оптимальном диапазоне цен в 45-55 долларов за баррель – так Россия не будет терять долю на рынке из-за ОПЕК+. 

«Дефицита предложения нефти не будет даже на протяжении квартала. Рынок восстанавливается не так быстро, как бы хотелось. Популярен тезис, что пик нефти пройден, и что мы не вернемся к объемам потребления 2019 года», - заключает Юшков.

Показательной является ремарка президента РФ Владимира Путина, что спрос на нефть будет расти пять лет, после чего процесс остановится: в Кремле отходят от консервативной оценки углеводородного рынка.

«У данного тезиса много сторонников, но это спорный вопрос, хотя нельзя скидывать данное направление со счетов при оценке перспектив нефтяного рынка. Однако в ситуации 2021 года дефицит невозможен: могут возникнуть локальные недостачи, где-нибудь на региональных рынках, а в глобальном масштабе предложение нефти не будет ниже спроса», - констатирует Юшков.

Есть вопросы по рынку нефти

С 2021 годом все ясно, а вот по долгосрочной перспективе есть вопросы. «Коронакризис» и падение цен на нефть создают большие проблемы для нефтяной отрасли из-за постоянного повышения стоимости добычи сырья.

Россия уходит дальше на север, аналогичные процессы происходят в других странах. Новые добычные проекты требуют все больше инвестиций, поэтому в случае роста спроса на нефть могут возникнуть вопросы и по предложению. 

«В 2020 году никто не инвестировал в новые проекты, так что те месторождения, которые должны были войти в строй через четыре-пять лет, не реализованы, их просто не будет на рынке», - резюмирует Юшков.

Байден пообещал 2 трлн долларов зеленой энергетике за четыре года, европейцы усиленно говорят про энергопереход и углеродный налог. Запад продолжит делать усилия в данном направлении. Возможно, у США и ЕС что-то получится.

Существует пример США, которые остаются ведущим потребителем нефти, но их объемы достигли пиков в середине нулевых годов. Американцам удалось это сделать благодаря газу, но все равно это доказывает, что нефть можно компенсировать.

«Теоретически года через четыре - через пять может возникнуть дефицит нефти, но это зависит от рынка», - заключает Юшков.

России надо вкладываться в добычу нефти

Современный кризис является вызовом для российской энергетики. Отрасль перегружена налогами, вынуждена сокращать добычу нефти более чем на 2 млн баррелей в сутки и секвестировать перспективные проекты.

Ресурсы на решение этой проблемы в России есть, но нельзя игнорировать постепенный уход нефтяных компаний в сторону дорогостоящих проектов, расположенных в Восточной Сибири и Арктике. 

«С одной стороны мы говорим, что может быть пройдет мировой нефтяной пик, а с другой – понимаем, что без новых месторождений и технологий российская добыча упадет, и ускоренными темпами», - констатирует Юшков.

Месторождения, разработка которых началась при СССР, истощаются, а если не вкладывать деньги в новые, заменить их будет нечем. Проблема естественного падения добычи нефти актуальна для России.

«Нам придется либо уходить в новые добычные регионы, либо использовать передовые технологии в Западной Сибири. РФ пытается работать по обоим направлениям, сегодня «Газпром» и другие кампании разрабатывают технологии для получения нефти из Баженовской свиты – огромного ресурса, который может стать российским сланцем», - резюмирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 27.12.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики