Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Финиш сквозь тернии. Санкционная история "Северного потока–2"

Финиш сквозь тернии. Санкционная история "Северного потока–2"

К концу 2020 года газопровод "Северный поток–2" уже близок к завершению строительства. Рассказываем, какие препятствия пришлось преодолеть российскому проекту.

Конец 2020 года, равно как и конец 2019 года, ознаменовался принятием военного бюджета США с включенными в него санкциями против российско-германского энергетического проекта "Северный поток–2". Однако в этот раз есть существенное отличие – американский президент Дональд Трамп не стал подписывать документ и наложил на него вето, мотивировав это тем, что закон не содержит важных пунктов по обеспечению национальной безопасности США.

Стоит отметить, что завершение строительства "Северного потока–2" практически не вызывает сомнений. Уже известна дата возобновления укладки газопровода в исключительной экономической зоне Дании – 15 января 2021 года.

Трубоукладочное судно "Фортуна" также продолжает строительство "Северного потока–2" в немецких водах.

Однако эта победа далась российскому проекту непросто. Напомним, с какими трудностями пришлось столкнуться "Северному потоку–2".

Уход швейцарских судов-трубоукладчиков

В самом начале 2020 года строительство "Северного потока–2" было приостановлено на финальной стадии реализации проекта из-за введения санкций США.

Сразу после утверждения документа американскими сенаторами швейцарская компания Allseas, чьи суда занимались прокладкой труб, вывела свои активы из проекта до выяснения обстоятельств и отозвала свое судно с места проведения работ.

Однако вскоре Россия заявила о возможности достроить газопровод своими силами. По словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, технологических препятствий для осуществления проекта без привлечения иностранных компаний нет.

Как отметили эксперты в области энергетики, существуют как минимум два российских судна-трубоукладчика, способных заменить суда швейцарской компании Allseas, – "Академик Черский" и "Фортуна".

Вояж "Черского"

В феврале 2020 года на портале Vesselfinder появилась информация, что судно-трубоукладчик "Академик Черский", которое может достроить газопровод "Северный поток–2", вышло из порта Находка и направилось в Сингапур.

По словам экспертов, российские власти специально не указали Балтийское море в качестве конечной точки назначения судна, чтобы руководство США не смогло заранее ввести "Академика Черского" под санкции.

"Нужно указывать промежуточные точки, чтобы у американцев не было оснований заранее ввести судно под санкции. Основная проблема, которую они могут сделать, – это запретить оказывать услуги по страхованию этому судну. Без страховки судно ни в один порт не пустят и могут быть проблемы с проходом проливов", – отметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

Затем на порталах отслеживания движения судов Marine Traffic и Vesselfinder появилась информация, что российское судно-трубоукладчик "Академик Черский", которое ранее должно было идти в порт Сингапура, вместо этого направляется в порт Коломбо.

В начале марта "Академик Черский" взял курс на порт Суэц в Египте – вход в одноименный канал, который соединяет Красное море со Средиземным. Ориентировочной датой прибытия было названо 25 марта, однако судно снова сменило курс и направилось в сторону Мозамбикского пролива, разделяющего Африку и Мадагаскар, миновав Суэц.

В апреле трубоукладчик зашел в испанский порт Лас-Пальмас, откуда затем направился в Египет. В конце месяца "Черский" преодолел Ла-Манш и направился в сторону Калининграда. К месту строительства "Северного потока–2" в немецкий порт Мукран судно прибыло лишь в мае.

Снова санкции

В начале декабря 2020 года Палата представителей Конгресса США одобрила проект военного бюджета на 2021 году, который предусматривает ужесточение санкций против газопроводов "Северный поток–2" и "Турецкий поток".

Тем не менее многие эксперты высказали мнение, что Вашингтону крайне невыгодно портить отношения с Европой из-за ее участия в "Северном потоке–2", поэтому вряд ли США будут вводить жесткие ограничения для европейского бизнеса, и, следовательно, газопровод может быть достроен уже в 2021 году.

"Есть вероятность, что слишком жестких мер против европейского бизнеса американцы все-таки вводить не будут, и поэтому есть большая вероятность, что в следующем году проект действительно может быть достроен. Да, с задержкой. Но с учетом того, что Германия по-прежнему в нем заинтересована, а Америка все-таки не рискнет бить наотмашь по немецкому бизнесу, потому что он сотрудничает с Россией по коммерческому проекту. Поэтому основная версия этих событий, что в следующем году проект, скорее всего, будет достроен", – заявил преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в разговоре с Baltnews.

Источник: Baltnews.lt, 01.01.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики