Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Труба с концом. Какая судьба ждет "Северный поток–2" в 2021 году

Труба с концом. Какая судьба ждет "Северный поток–2" в 2021 году

В 2020 из-за давления противников на "Северный поток–2" его строительство возобновилось лишь в декабре. По мнению эксперта по энергетике Игоря Юшкова, 2021 год дарит надежду на его благоприятное завершение.

Весь 2020 год "Северный поток–2" находился под давлением американских санкций и нападок противников проекта. В результате чего строительство оставшегося участка газопровода в Балтийском море возобновилось лишь в декабре.

О том, какая судьба ждет перспективный газовый проект в 2021 году, Baltnews рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

"Я думаю, что в 2021 году "Северный поток–2" достроят. Для России это принципиальный момент, и для российского руководства важнее достроить этот проект, чем страхи попасть под санкции. То есть важность окончания больше, чем издержки, которые понесет "Газпром" при достройке", – отметил он.

Однако эксперт считает, что "Газпрому" нет особого смысла торопиться, так как ситуация с поставками газа в Европу пока стабильна: "У России есть контракт с Украиной на транзит газа. В 2020 году – на 65 млрд кубов, в 2021 и еще дальнейшие три года – по 40 млрд кубов. Поэтому "Газпрому" торопиться с достройкой "Северного потока–2" смысла нет".

По его словам, единственная причина ускориться с окончанием строительства состоит в том, что чем дольше "Газпром" будет тянуть, тем больше санкций против него смогут ввести США.

"Это неизбежно. Кстати, США вводят санкции именно потому, что прекрасно понимают, что "Газпром" будет достраивать "Северный поток–2". Если бы они были уверены, что тех санкций, которые они ввели в декабре 2019 года, из-за которых швейцарская компания Allseas прекратила строительство газопровода, было бы достаточно и проект никогда не будет реализован, то тогда бы не придумывали новые законопроекты. Тем самым американцы как раз показывают, что они уверены, что "Газпром" будет достраивать и завершать этот проект", – подчеркнул эксперт Финансового университета при Правительстве РФ.

Однако завершение строительства, по мнению Юшкова, – это не главная проблема "Северного потока–2". Трудности могут возникнуть и с вводом газопровода в эксплуатацию.

"Есть проблема с вводом "Северного потока–2" в эксплуатацию, потому что новые санкции США будут касаться этого вопроса. Там уже не все будет завесить от "Газпрома". Многое будет зависеть от Германии, которая будет выдавать разрешение на ввод в эксплуатацию, различные сертификаты и так далее. Эти разрешения необходимо будет получить, а там, видимо, будут американские санкции, которые будут запрещать это делать. И здесь уже вопрос будет к Германии: они будут собственные законы исполнять или американские санкции", – добавил он.

Эксперт рассказал и еще об одной сложности, решить которую России придется после того, как проект будет достроен: "Это загрузка газопровода. Европейцы распространили на "Северный поток–2" действие третьего энергопакета и получается, что один поставщик не может загрузить морскую часть больше, чем на 50% мощности".

 

В конце декабря 2019 года строительство "Северного потока–2" приостановилось после того, как швейцарская компания Allseas отказалась от укладки труб из-за возможных санкций со стороны США.

 

11 декабря 2020 года российская трубоукладочная баржа "Фортуна" начала строительство неоконченного участка "Северного потока–2" в немецкой экономической зоне Балтийского моря.

22 декабря стало известно, что российское судно с 15 января 2021 года планирует начать укладку труб по двум параллельным веткам газопровода "Северный поток–2" в исключительной экономической зоне Дании. Помогать ей в этом будут суда "Мурман" и "Балтийский исследователь" Морской спасательной службы России и другие суда обеспечения.

Источник: Baltnews.ee, 03.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики