Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Саудовская Аравия - должны именно сейчас определиться –начнут ли они воевать друг с другом за рынки или сумеют найти точки соприкосновения и моменты для сотрудничества

Россия и Саудовская Аравия - должны именно сейчас определиться –начнут ли они воевать друг с другом за рынки или сумеют найти точки соприкосновения и моменты для сотрудничества

К вопросу о взаимодействии с Саудовской Аравией надо отнестись более широко. Нужно говорить не только о наших энергетических отношениях с Саудовской Аравией, но в целом посмотреть на наши отношения с арабскими и исламскими странами. Это вопрос достаточно чувствительный.

Что мы видим на поверхности? Саудовская Аравия всегда конкурирует с Россией за место первого производителя нефти в мире. По данным ежегодника ВР, в прошлом году мы как раз обогнали Саудовскую Аравию. Но очевидно, что эта страна выступает как конкурент России, и поэтому главная проблема, которую нам надо решить как в отношении с Саудовской Аравией, так и в отношении других арабских стран Персидского залива, - проблема сотрудничества. Какую модель взаимодействия мы выберем: это будет сотрудничество или столкновение?

Будем откровенны, перед нами стоит задача поделить рынки. Это касается нефтяной индустрии и газовой промышленности в равной мере. В случае с Саудовской Аравией это, может, пока не так актуально. Хотя по запасам эта страна и входит в первую пятерку, но понятно, что в случае с газом гораздо более значимым вопросом являются наши отношения с Катаром или с Ираном. По попыткам создания ФСЭГ(Форума стран-экспортеров газа) мы видим, как тяжело это дается.

Что касается нефти, здесь надо определить с ОПЕК. Россия не является членом этой организации. Как мы знаем, Советский Союз рассматривал возможность вступления,но от нее было решено отказаться. Несколько лет назад к этому вариант увернулись уже в России. И я думаю, справедливо мы отказались от этого членства.Справедливо, потому что, во-первых, ОПЕК уже не такая влиятельная структура,как это было несколько лет назад. Пять-шесть лет назад любое заседание ОПЕК рассматривалось как важнейший сигнал для рынка. Теперь многие трейдеры на ньюйорских и прочих биржах даже не замечают, что там, в штаб-квартире ОПЕК,происходит. То есть эта организация теряет свое влияние. А во-вторых, получается,что Россия должна брать на себя какие-то дополнительные обязательства, причем в рамках ОПЕК, мы знаем, страны берут на себя определенные обязательства, но далеко не все их потом выполняют. И тут на Саудовскую Аравию ложится повышенная нагрузка. Россия вряд ли какие-то повышенные обязательства готова на себя взять.

С точки зрения производства нефти, мы понимаем, Саудовская Аравия выступает нам конкурентом, это очевидно. Да, мы обогнали их по добыче в прошлом году, но у нас достаточно емкий рынок, а с точки зрения экспорта, ясно, что Саудовская Аравия нас серьезно обходит. Может быть, сейчас мы пока еще и делим рынки, но в перспективе начнется столкновение за европейский рынок, за рынок Китая. Еще раз повторю: очень важно определить, по какому сценарию будут строиться наши отношения – сотрудничество или жесткое столкновение. Нужно с этим определяться.А в дальнейшем надо думать, что нам делать с газом. Вот мы заявили, что создали ФСЭГ. На словах, коопперация налаживается, но мы прекрасно понимаем, насколько тяжело будет договориться о какой-то согласованной экспортной политике и достаточно непросто будет разделить рынки.

Что касается добычных проектов, мы видим, что сейчас начинается некая активизация: ряд наших компаний заявляет о готовности добывать нефть в Объединенных Арабских Эмиратах(это если говорить о территории Залива в целом). Но я всегда очень осторожно к такого рода вещам относился, потому что перед добычной промышленностью России стоят серьезные и значимые задачи, которые требуют концентрации, финансовых и технологических усилий, в том числе на Востоке, в том числе на шельфе. Да, по себестоимости добыча может оказаться более дешевой и в Саудовской Аравии, и в Эмиратах. Но здесь нельзя забывать, что все-таки, когда мы добываем нефть на своей территории, мы гораздо больше привносим в нашу экономику, в наш бюджет ив нашу социальную сферу, и это разумнее, чем когда наши компании инвестируют средства в Эмираты и в достаточно сомнительные проекты за рубежом.

Не знаю,насколько перспективной может оказаться кооперация в технологической сфере.Сейчас Россия сталкивается с необходимостью расширения добычи на шельфе.Понятно, что у Саудовской Аравии в этом достаточно большой опыт. Есть опыт определенный и в реанимации крупных месторождений, которые находятся в стадии падающей добычи. Уж очень много слухов ходит вокруг крупнейшего мирового нефтяного месторождения Гавар, которое, собственно, и приносит основную славу Саудовской Аравии. Но мы понимаем, конечно, что наш шельф и шельф Персидского залива, как говорится, две большие разницы. Хотя, с точки зрения технологий,какая-то кооперация все же, наверное, возможна. Тем более, надо отдать должное,страны Персидского залива очень много вкладывают средств в развитие инженерного образования. Здесь нам тоже есть чему поучиться, потому что у нас инженерное образование давно уже в загоне. Те страны, которые традиционно пользовались услугами западных компаний, сейчас начинают задумываться о создании своей национальной промышленной базы, с точки зрения кадров, образования, науки и так далее. Это, конечно, не так просто дается, но тем не менее.

Итак,суммируя, сейчас главный вопрос: мы – конкуренты и начинаем жестко биться за рынки или же у нас есть какой-то потенциал договор о способности? Кстати, я думаю, что можно и радикальные какие-то идеи предлагать в контексте того, что ОПЕК как влиятельная структура умирает. На ее месте имеет смысл создавать какую-то более серьезную организацию. ОПЕК – структура прошлого века, она уже не работает, в том числе и потому, что Россия не является ее участницей. Понятно, что ОПЕК не может быть только таким исламским «междусобойчиком», как во многом это сейчас происходит. То есть это не только инструмент давления арабских обладателей ресурсов. Нужно создавать какие-то более серьезные структуры. Правда, первый кооперационный газовый опыт в рамках ФСЭГ назвать удачным пока не получается. Думаю, что у ОПЕК перспектив особых нет, а два крупнейших производителя нефти в мире – Россия и Саудовская Аравия - должны именно сейчас определиться –начнут ли они воевать друг с другом за рынки или сумеют найти точки соприкосновения и моменты для сотрудничества.

Автор: Константин Симонов

Опубликовано: сайт Минэнерго, 23.06.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики