Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немцы придумали для «Северного потока-2» особый экологический статус

Немцы придумали для «Северного потока-2» особый экологический статус

Но от санкций США газопровод это не спасет

В Германии решено создать экологический фонд, призванный отстоять интересы участников проекта «Северный поток-2». Он получит название «Защита климата и окружающей среды MV». По оценке опрошенных нами экспертов, это не поможет обойти санкции США, которые целенаправленно добиваются прекращения строительства магистрального газопровода (МГП).

Парламент федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания почти единогласно поддержал инициативу регионального правительства по созданию фонда. Перед организацией стоит 11 целей, связанных с зеленой энергетикой и добычей экологически чистых энергоносителей. «У фонда должна быть возможность внести вклад в завершение проекта», - отметила премьер-министр региона Мануэла Швезиг.

Однако именно это и представляется самой сложной задачей. Ведь санкции со стороны США касаются как вопросов сертификации судов, задействованных в проекте, так и эксплуатации самого трубопровода, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. А «Северный поток-2» должен обладать всеми разрешительными документами, включая те, что подтверждают безопасность эксплуатации МГП – и с технической, и с экологической стороны.

Да, экологический фонд может заключить контракт с лицензионной компанией, чтобы обеспечить «СП-2» всеми необходимыми сертификатами. Но какие это будут компании, пока не известно. Тем более, что перед глазами яркий пример, когда сертификатор строительства – норвежская компания Det Norske Veritas (DNV) GL - вышла из проекта сразу после согласования в США оборонного бюджета на 2021 год. Двумя месяцами ранее эта же организация сняла с себя обязательства по тестированию и проверке оборудования, используемого на трубоукладочных судах «СП-2». Прежде всего, речь идет об «Академике Черском», который с 15 января приступит к работам в водах Дании, не обладая при этом разрешительными документами. Как эта проблема будет преодолена, не ясно, резюмирует Деев.

Какие фонды ни создавай, это никак не скажется на поведении и настроениях европейских компаний, участвующих в проекте. Все они по-настоящему боятся американских санкций и не верят, что государства-члены ЕС смогут их защитить, рассуждает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Наш собеседник напоминает: когда США вышли из шестисторонней сделки по иранской ядерной программе и ввели тотальный запрет на покупку иранской нефти, страны Евросоюза попытались его обойти. Был основан специальный посреднический фонд, через который европейские компании могли получить доступ к подсанкционному сырью. Но этот инструмент так и остался невостребованным: все прекрасно понимали, что американцы непременно выявят и накажут нарушителей.

Вероятнее всего, полагает Юшков, германский экологический фонд нацелен на то, чтобы в дальнейшем вывести СП-2 из-под действия третьего энергопакета. В соответствие с антимонопольным законодательством ЕС, «Газпром» сможет загрузить последний, недостроенный 12-мильный участок газопровода только на 50% мощностей, причем он не имеет права владеть контрольным пакетом на этом отрезке.

Вложив в строительство порядка $9,6 млрд, российский концерн получит прокачку в 27,5 млрд кубометров газа вместо 55 млрд. Но если СП-2 обретет статус климатически значимого проекта, если европейцы признают, что трубопровод вносит позитивный вклад в климатическую политику ЕС, это может освободить его от ограничений третьего энергопакета.

Шансы достаточно велики, поскольку в случае с СП-2 на прокачку газа будет тратиться меньше энергии, в сравнении с устаревшей газотранспортной системой Украины. Соответственно, отмечает Юшков, будет и меньше выбросов CO2.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 08.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики