Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выбор очевиден. Почему снижение стоимости поставок СПГ в Литве невозможно без России

Выбор очевиден. Почему снижение стоимости поставок СПГ в Литве невозможно без России

Правительство Литвы поручило министерствам подготовить предложения по снижению стоимости поставок СПГ.

Министерство энергетики и Министерство финансов Литвы займутся проработкой предложения по снижению стоимости поставки сжиженного природного газа (СПГ) на Клайпедский терминал по поручению правительства.

"Наша цель – эффективная работа терминала и лучшая цена для потребителей, но обеспечить это можно только путем полной деполитизации процедуры установки необходимого количества СПГ и передачи ее регулятору", – считает министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис.

В сообщении ведомства отмечается, что необходимое количество СПГ для терминала составляет четыре стандартных СПГ-судна, или 3,9 тераватт-часа ресурса в год. В 2021 году этот объем должен быть пересмотрен.

В марте Минэнерго и Минфин должны будут предоставить правительству предложения, которые улучшат порядок определения необходимого количества для СПГ-терминала и модель компенсации эксплуатационных расходов для компании Ignitis.

Напомним, что изначально Клайпедский СПГ-терминал задумывался как средство избавления от "монополии" российской компании "Газпром": литовские политики заявляли, что обеспечение поставок ресурса из других стран позволит республике обрести энергетическую независимость.

На деле сейчас Литва получает СПГ преимущественно из России и Норвегии. Первая партия из США прибыла в Литве лишь в 2017 году, и за весь прошедший период с того времени республика получила всего одиннадцать партий ресурса из США.

Что касается Норвегии, одно из условий использования СПГ-терминала в Клайпеде, за который Литва ежегодно выплачивает аренду в 60 млн евро, – обязательно выкупать у Норвегии минимум четыре партии СПГ в год.

Таким образом, одним из самых частых гостей Клайпедского терминала является судно Coral Favia, который везет сжиженный природный газ из российского Высоцка. Ввиду близкого расположения российский ресурс в финансовом смысле выгоднее, чем СПГ из США или Норвегии.

"Это хороший пример того, как экономика пробивается через политические шоры, ангажированные решения литовского руководства. Построили СПГ-терминал, чтобы отказаться от российского газа, а в итоге отказались от "газпромовского". И даже не отказались, а сократили поставки", – отмечал ранее эксперт по энергетике Игорь Юшков в интервью Baltnews.

"Напомню, что Литва принимала в свое время ограничение, что местным предприятиям обязательно нужно брать определенные объемы газа с СПГ-терминала. И их заводы вынуждены это делать. Но никто не прописывал, а у кого конкретно должен закупаться сжиженный газ. Этим пользуются литовские компании, выбирая наиболее выгодного поставщика. И когда "СПГ Портовая" в России заработает, вполне возможно, что он будет оседать именно на балтийском рынке, в Прибалтике, может, в Польше. СПГ наш расходится очень хорошо. Политически это не нравится Литве, но в том-то и казус, показывающий всю абсурдность прибалтийских стран. Они сами себе создают политизацией экономические проблемы", – рассказал Юшков.

Источник: Baltnews.lt, 08.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики