Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Страсти вокруг БелАЭС: как Латвия подставила Литву

Страсти вокруг БелАЭС: как Латвия подставила Литву

В 2020 году несговорчивость Латвии по вопросу БелАЭС сильно раздражала Литву. Но начались протесты в Белоруссии, и страны Балтии сразу пришли к единому мнению.

Белорусская атомная электростанция (БелАЭС) чуть было не похоронила многолетнюю прибалтийскую дружбу. Литва со своим твердым намерением бойкотировать проект была уверена, что ее в этом поддержат Латвия и Эстония. Но ее ждал неприятный сюрприз – Латвия категорически не хотела отказываться от закупки белорусской электроэнергии по чисто экономическим соображениям.

Долгие переговоры ни к чему не приводили. Латвия продолжала твердо стоять на своей позиции. Но вмешался случай, и Литва заполучила Латвию в число сторонников бойкота белорусского проекта.

Политическая нестабильность в Белоруссии, возникшая после выборов в республике, стала причиной, по которой латвийское правительство приняло решение не закупать белорусское электричество.

С чего все началось

Строительство БелАЭС рядом с городом Островец в Гродненской области, в 50 километрах от Вильнюса, с самого начала стала поводом для явного противодействия реализации проекта со стороны Литвы. Несмотря на то, что Островецкая АЭС прошла все необходимые и даже дополнительные проверки МАГАТЭ и других профильных институтов, а многие эксперты подтвердили ее безопасность, Вильнюс это не убедило.

Президент республики Гитанас Науседа назвал проект угрозой всему Евросоюзу и призвал Эстонию и Латвию отказаться от покупки "грязной энергии".

Истинные причины такого противодействия, правда, кроются не в угрозе БелАЭС национальной безопасности Литвы, а в исторических обидах и нежелании остаться в энергокольце БРЭЛЛ.

Суть в том, что Литва, Латвия и Эстония должны синхронизировать свои сети с системой континентальной Европы, но дешевое белорусское электричество могло сорвать этот план. И тогда страны Балтии так и останутся подключены к сети БРЭЛЛ, как во времена СССР.

О прошлых обидах в разговоре с Baltnews упоминал глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Речь идет об Игналинской АЭС, которую Литве пришлось закрыть при вступлении в Евросоюз. У Эстонии и Латвии атомной станции никогда не было. А Литва оказалась в глупой ситуации.

"Хотели свою станцию. Закрыли прежнюю, новую не построили, а теперь, получается, белорусы построили реактор и будут сейчас продавать электроэнергию той же Литве. Поэтому отношение особое", – сказал Симонов.

Напомним, что Литва еще в начале 2016 года обратилась к Латвии, Эстонии, Польше и Финляндии с предложением договориться о недопуске на рынок ЕС электроэнергии с БелАЭС, которую считает "небезопасной", однако на эту инициативу ответила только Польша.

"Евросоюз нам поможет"

И все-таки заявлений и призывов к Латвии и Эстонии со стороны Литвы оказалось недостаточно. Попытки склонить соседей к бойкоту не увенчались успехом. Президент Литвы Гитана Науседы обратился тогда к главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен с просьбой о посредничестве на переговорах, "без которого прийти к компромиссу было бы очень сложно". Но в Брюсселе не проявили нужного Науседе интереса.

Еврокомиссия предложила решение, согласно которому министры энергетики стран Балтии оценивали бы необходимость использования АЭС третьих стран с точки зрения повышенных требований к ядерной безопасности. После чего Науседа опять звонил фон дер Ляйен и повторял позицию Литвы.

Протесты в Белоруссии

В итоге запуск проекта БелАЭС Литве остановить не получилось. Но Латвию на свою сторону перетянуть удалось.

Сначала премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш сопротивлялся. Он заявил, что внутриполитическая напряженность в Белоруссии не повлияет на позицию его страны по закупке электроэнергии.

"В нашем государстве электричество – это вопрос рынка. Обычно мы политически мало вмешиваемся, поскольку рынок – главный механизм, обеспечивающий конкурентоспособные цены для наших потребителей, наших предприятий", – заявлял премьер-министр.

Но потом Латвия сменила свою позицию на противоположную. В конце августа правительство приняло решение, что, если белорусские власти запустят Островецкую атомную электростанцию, Латвия прекратит торговлю электроэнергией с Белоруссией. Закупать электроэнергию, которой Латвия лишится из-за бойкота БелАЭС, можно будет у третьих стран, используя соединение между Латвией и Россией, пояснил тогда Кариньш.

И вот 5 ноября латвийско-российская граница открылась для импорта энергоносителей из России в страны Балтии после того, как началась работа БелАЭС, а Литва в связи с ее запуском закрыла белорусскую границу для торговли электроэнергией. В Латвии указывают, что после прекращения торговли электроэнергии Литвы с Белоруссией в силу вступает трехстороннее соглашение Латвии, Литвы и Эстонии о торговле с третьими странами.

Примечательно, что оно было одобрено Министерством энергетики Литвы, однако его не стал утверждать Государственный совет по регулированию энергетики. Только вот Литва опять недовольна и просит пояснить Латвию за торговлю с Россией, ведь по методике с 2018 года торговля с Россией запрещена. Литовские депутаты считают, что из-за латвийско-российского сотрудничества в Литву может проникнуть электроэнергия, произведенная именно на БелАЭС. Похоже, что Литва так и не успокоится.

Источник: Baltnews.lv, 05.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики