Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евроинтеграция энергетики усилит рост коммунальных тарифов на Украине

Евроинтеграция энергетики усилит рост коммунальных тарифов на Украине

Украинцам придется заплатить за либеральное реформирование энергетики, отметил ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

C 1 января на Украине произошло новое повышение тарифов: цены на свет выросли на 50%, на газ — на 14%, на тепло — на 50%.

Недовольные перекрывают трассы в Полтавской и Харьковской областях, причем протесты будут расширяться. С 8 по 24 января на Украине действует так называемый полный локдаун, при введении которого была учтена ситуация с тарифами. Полный локдаун не носит абсолютного характера, однако Верховная рада пока работать не будет.

Украина переживает либеральные реформы

На Украине на 20% увеличили МРОТ, что обернулось ростом социального взноса для физлиц-предпринимателей. Есть и другие негативные моменты, которые отразятся на положении граждан, бизнеса и других экономических игроков.

Рекордные цены на газ и электроэнергию ударят по беднейшим слоям украинского общества и приведут к новому росту неплатежей за коммунальные услуги. На 1 марта 2020 года общая сумма задолженности за коммунальные услуги в стране равнялась 66,7 млрд гривен. После этого случился «коронакризис», а сумма за два месяца взлетела до 80 млрд гривен и продолжила расти.

Критичность ситуации очевидна всем, из-за чего в украинском правительстве обещали задействовать антимонопольное ведомство и проверить обоснованность роста тарифов, но это ни к чему не приведет, потому что все это было обговорено с Международным валютным фондом (МВФ).

Решение по тарифам приняли в 2015 году при Порошенко, а с 2021 году к концу подошли назначенные тогда льготы.

Коммунальные тарифы увеличатся на тысячу гривен (курс ЦБ РФ: 2,61 рубля за гривну) при средней зарплате на Украине в 11 987 гривен. На ситуацию негативно влияет рост безработицы и невозможность выезда за границу для сезонных рабочих.

«В украинской энергетике постепенно уходит тема тарифов и вместо нее возникает тема цены. Тарифы — это материя, регулируемая государством, а украинцы по идейным соображениям, во имя либеральных реформ перешли к открытому газовому рынку. Это пространство на Украине уже сформировано, пусть пока и с большим влиянием «Нафтогаза»», — резюмирует Митрахович.

Рыночное ценообразование на Украине действует для промышленных предприятий и почти создано для физических лиц.

«По гражданам сохраняются некоторые ограничения, но они постепенно подходят к концу. Речь идет о последнем годе действия государственного регулирования ценообразования», — заключает Митрахович.

С украинского рынка в прошлое уходит такое понятие, как государственный поставщик «последней надежды». Теперь гражданам можно иметь иметь с ним дело только два месяца, после чего нужно подписать контракт на открытом рынке.

«Контракт с рыночным игроком базируется на цене на сырье, а не на тарифах. Украина формально импортирует газ из ЕС, где ценовые котировки постоянно меняются. Сегодня на старом континенте холодно и высокие цены на газ, поэтому украинским потребителям также придется иметь дело с завышенными ценовыми котировками», — констатирует Митрахович.

Такова цена евроинтеграции, которая на Украине периодически принимает людоедские формы.

«Для украинской промышленности эти процессы предполагают потерю конкурентоспособности, а для физических лиц означают, что им придется чем-то жертвовать — что-то не доесть, но заплатить за газ. Процесс приведет к отказу от потребления газа, к увеличению неоплаты, а возможно и к каким-то столкновениям», — резюмирует Митрахович.

В основе ситуации лежит тезис МВФ, что украинское государство не должно субсидировать энергопотребление в стране.

Украинская энергетика вступила в эпоху распада

«В сфере электричества либеральные реформы на Украине также продолжаются. Процесс будет реализован в течение одного-двух лет, после чего граждане начнут приобретать электричество на основе контракта», — заключает Митрахович.

В результате стоимость электроэнергии для конечных потребителей возрастет в два раза, а может быть, и больше.

«Какие-то плюсы от этого процесса есть. Возникнут стимулы для предпринимателей вкладывать деньги в электроэнергетику и добычу газа на Украине, но для населения это означает стресс, а для промышленности — очередное падение», — констатирует Митрахович.

Ситуация для украинской энергетики продолжит ухудшаться. Россия недавно запустила «Балканский поток» и начала достраивать «Северный поток — 2» – обходные газопроводы, которые лишат Украину газового транзита.

«Транзит газа через Украину после этого сильно упадет, из-за чего Киеву нужно будет перестраивать газотранспортную систему, и за это придется заплатить украинским потребителям. Данный момент будет заложен в розничную цену на сырье», — резюмирует Митрахович.

Ситуация в украинской энергетике постепенно ухудшается, а рост цен на коммунальные услуги является маркером данного процесса.

В двадцатые годы начнет подходить к концу ресурс украинских АЭС, которые обеспечивают 40-50% электрогенерации в стране. Всего на Украине функционирует 13 энергоблоков, первые из которых начали строиться еще в 1973 году.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 11.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики