Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Конец транзита. Почему Украина больше не сможет применять газовый шантаж к России

Конец транзита. Почему Украина больше не сможет применять газовый шантаж к России

Эксперт в области энергетики считает, что в 2021 году ускорится процесс снижения транзита российского газа через территорию Украины.

Если в 2021 году Россия реализует проекты "Северный поток–2" и "Балканский поток", то у Москвы появляются возможности, во-первых, укрепить отношения со всеми странами, участвующими в проектах, а во-вторых двигаться к тому, чтобы постепенно сокращать транзит через Украину, считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

"Конечно у России есть контракт с Киевом по принципу "качай или плати", заключенный на пять лет. Но теперь осталось уже четыре года, которые скоро пройдут. И это очень важный момент– если мы будем сокращать транзит, то Украина будет терять возможности давления на Россию во всех газовых интригах", – рассказал Митрахович в разговоре с Baltnews.

Эксперт отметил, что, например, Сербия десятилетиями получала газ через Украину, но сегодня этот этап истории, благодаря "Балканскому потоку" завершен и это большой успех.

"На самом деле колесо истории повернулось в сторону отхода от украинского транзита еще до Майдана. В конце "нулевых" годов через Украину прокачивалось максимум до 110 млрд кубометров газа в год. А в 2020 году – 60 млрд кубометров, в 2021 будет 40 млрд кубов", – напомнил энергетик.

По его словам, если бы сербские и балканские коллеги не построили в своих странах инфраструктуру, то возможно России пришлось бы бронировать у Украины дополнительные и мощности на 2021 год и дополнительно их оплачивать.

"Но если Сербия и Болгария получают газ по той инфраструктуре, которую они сделали, то России удастся обойтись без бронирования дополнительных мощностей у Киева", – добавил Митрахович.

По мнению эксперта, дополнительный транзит через Украину может потребоваться только в случае, если в Европе начнется массовый рост спроса на газ, но этот вариант маловероятен.

"В заключение хочу повторить, что история с украинским транзитом началась еще до Майдана. Еще бывший президент Янукович вместе с экс-премьером Николаем Азаровым начинали эти истории с реверсом и так далее. Майдан это все скорее ужесточил и придал дополнительный пафос и энергию процессу разрыва кооперации между Россией и Украиной по газу", – резюмировал Станислав Митрахович.

Напомним, что в ноябре 2020 года американское издание The Wall Street Journal сделало вывод, что ограничительные инициативы США в отношении проекта "Северный поток–2" связаны с "закулисными" предложениями представителей энергетической отрасли Украины.

"Речь идет о Вадиме Гламаздине, советнике председателя правления "Нафтогаза Украины", и о директоре Центра исследований энергетики Александре Харченко. Они на протяжении четырех лет "закулисно" работали в Вашингтоне, пытаясь помешать реализации российского проекта", – отмечается в издании.

Предполагается, что лоббист Даниэль Вайдич, который работал в комитете сената по международным отношениям в 2014 году помогал украинцам разрабатывать санкции в адрес Москвы.

Источник: Baltnews.lt, 09.01.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики