Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Константин Симонов о разрешении конфликта с Белоруссией

Константин Симонов о разрешении конфликта с Белоруссией

— Претензии Лукашенко к «Газпрому» появились из-за того, что Россия с Белоруссией по-разному понимают газовый контракт. Этот контракт четко определяет ставку на транзит, но в Белоруссии свои калькуляторы и свое отношение к сути контрактных отношений. В расчетах Белоруссии цена на газ всегда равна $150 за тысячу кубометров, хотя в контракте напрямую прописана привязка к польскому рынку и поквартальным изменениям цены. В первом квартале цена должна была быть $169, во втором — $184, но в Белоруссии всегда $150. Если тебе не нравится цена на газ, нужно менять контракт или обращаться в арбитраж, но Лукашенко сразу перешел на угрозы и обещает перекрыть трубу. Самое интересное в этой истории, что основной газопровод в Европу в собственности «Газпрома» и Лукашенко юридически не имеет никакого права его перекрывать.

Экономически Белоруссия от перекрытия транзита ничего не получит, если только Россия ей не заплатит $60 млн. Это не та сумма, ради которой надо ставить на уши весь мир. Думаю, конфликт перешел в плоскость личных отношений Лукашенко и российского руководства. Экономические аргументы уже позабыты, и все начинает напоминать историю о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем. Сложно найти в этом конфликте победившую сторону, но в лучшей позиции все равно всегда окажется тот, на чьей территории труба и возможность ее перекрыть.

Зря Россия ввязалась в этот конфликт, ведь в Европе никто не будет разбираться, кто виноват, катить бочку будут на обе страны. Риски очень серьезные, с учетом того, что на европейском рынке газа достаточно высокая конкуренция. Газовые войны показывают, что не существует системы решения подобных споров — международный арбитраж, Энергетическая хартия не работают. В результате проигравшими оказываются все.

Источник: Коммерсант-Online, 25.06.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики