Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный» и «Южный поток» не решат проблему транзита газа

«Северный» и «Южный поток» не решат проблему транзита газа

Транзит российского газа через соседние государства останется источником проблем и конфликтов. Полностью исключить риски не способны даже новые газопроводы, прокладываемые по дну Балтийского и Черного моря. Решить проблему поможет только международный арбитраж, уверены эксперты. Мнение о причинах «газовой войны» между Минском и Москвой Infox.ru высказал гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Главная причина газового конфликта — разная оценка стоимости газа и его транзита в Минске и «Газпроме». Россия временно сокращала поставки газа в Белоруссию из-за задолженности. Но после того как «Газпром» получил $192 млн, поставки были возобновлены. Александр Лукашенко выдвинул встречные претензии Москве за недоплату $32 млн. Минск грозит блокировать российский транзит нефти и газа в Европу.

Белорусская сторона настаивает на цене транзита через ее территорию в $260 млн по ставке $1,88 за прокачку 1 тыс. куб. м газа на 100 км. Эта цифра зафиксирована в протоколе к договору от 2008 года. До октября 2009 года «Газпром» оплачивал транзит по ставке $1,74. Так накопилась дополнительная сумма за транзит, которую Россия пока не признает, считают в Белоруссии. «Газпром» оплатил транзит в $228 млн. В компании полагают, что задолженность образовалась именно в таком объеме. Позиция российской стороны базируется на действующем договоре от 2006 года, где ставка составляет $1,45.

Российско-белорусский контракт на поставки газа в Белоруссию предполагает привязку к цене на газ в Польше с поквартальным изменением. «Но Лукашенко говорит: надо платить по $150, больше не можем, и в результате формируется долг», — поясняет гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По словам эксперта, Минск идет на шантаж, так как способен блокировать транзит газа по российскому газопроводу «Ямал—Европа»: принадлежность трубы «Газпрому» не дает гарантии стабильности поставок.

Дополнительные газопроводы в обход неспокойных стран-транзитеров (Белоруссия и Украина) не решат проблему транзита, считает эксперт. Мощность труб позволит заменить либо транзит через Украину, либо через Белоруссию и частично Украину, рассказывает Константин Симонов. Поэтому для стабильного транзита углеводородов в Европу необходимо формировать систему международного арбитража для решения подобных споров, отмечает эксперт, и Евросоюз кровно заинтересован в такой работе.

Москва согласна на увеличение платы за транзит, но просит делать это цивилизованным путем переговоров, а не ультиматумами. Трудность переговоров и в том, что ни у Владимира Путина, ни у Дмитрия Медведева не складываются отношения с Александром Лукашенко, уверен Константин Симонов. По мнению эксперта, пока не будут разработаны и введены единые обязательные правила транзита, подобные «газовые» войны с Белоруссией и с Украиной неизбежны.

Автор: Егор Созаев-Гурьев

Видео: Георгий Сарсеков

Источник: Infox.ru, 25.06.2010  


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики