Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: В Европе хотят изменить всю систему международной торговли

И. Юшков: В Европе хотят изменить всю систему международной торговли

России пророчат будущее крупного экспортёра нового вида энергии – водорода. Постепенно мир отказывается от углеродных выбросов. В Европе всерьёз рассматривают вариант ввести налог на углерод – экспортёры обязаны будут уплачивать его, если в производстве их продукции были использованы «грязные» виды энергии.

«Предполагается, что именно водород станет энергией будущего», – сказал председатель Международного комитета по присуждению премии «Глобальная энергия» Рае Квон Чунг на Гайдаровском форуме. «Россия может стать крупным экспортером водорода», – добавил он.

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в комментарии для «Журналистской правды» объяснил, что система международной торговли меняется в пользу Европы. Их требование к экологичности энергии нивелирует конкурентные преимущества стран с большими запасами углеводородов и создаёт преимущество Европе, где развивается «зелёная» энергетика, которая в норме дороже традиционной.

«Это веяние из Европы. В этом направлении Европа пионер. В чём для них смысл водородной энергетики? Они пытаются отказаться от импорта энергоносителей, потому что они всё больше и больше от этого зависят. Их собственная добыча нефти и газа падает, прежде всего в районе Северного моря. Поэтому встаёт вопрос: либо они увеличивают импорт энергоносителей и становятся всё более и более зависимы от других стран, либо они придумывают что-то другое, чтобы не зависеть от других стран.

И они придумали. Они решают развивать возобновляемую энергетику: солнечные панели, ветряки. Они будут строить их у себя, и в этом случае не будут зависеть от других стран. Они будут получать всю энергию на своей территории.

Но здесь есть проблема в хранении энергии. Потому что ночью, например, ветряки крутятся, а электроэнергия не потребляется – все спят. Куда девать эту энергию? Хранение энергии – это основная проблема. Решается, например, накопителями энергии. Но с ними тоже есть проблема: их производство очень грязное, несмотря на все эти истории о чистой энергии. И элементы, из которых производятся аккумуляторы, тот же самый литий, сосредоточены всего в нескольких странах. Их распределение по миру ещё меньше, чем нефти или газа. Поэтому тоже не хотелось бы делать ставку на аккумуляторные технологии.

Есть второй вариант – это водород. Как раз когда у вас есть лишняя электроэнергия, вы можете из ВИЭ (возобновляемых источников энергии) производить водород методом электролиза воды. Он хранится гораздо проще, чем электроэнергия. И этот водород можно перевести обратно в электрическую энергию, когда она понадобится.

Водород здесь выступает как энергоноситель. Но предполагается, что если ускоренно переходить на нетопливные элементы, если запрещать ископаемое топливо к 2030 году, как говорят европейцы, то тогда возникает вопрос, что они не смогут произвести столько водорода, сколько нужно будет для их энергопотребления. Предполагается, что они будут импортировать водород.

И здесь для России открывается окно возможностей. Предполагается, что водород можно просто производить из метана.

 

Европейцы это учли и создали систему цифровой дифференциации водорода. Самый желанный для них – это «зелёный», который будет производиться из электроэнергии, которую дают возобновляемые источники энергии. Вот он самый хороший, желанный, потому что он не имеет углеродного следа. Дальше идёт «голубой» водород, который производят из газа, из метана. При производстве этого водорода должны улавливаться парниковые газы, тогда получается «голубой» водород. Он тоже достаточно желанный. Если не улавливать СО2, то получается «серый» водород. Он похуже. Можно от энергии от АЭС делать «жёлтый» водород. И так далее.

 

Для России вся эта водородная программа, индустрия, прежде всего экспорт-ориентированная.

Но предполагается, что со временем Россию будут заставлять отказываться от ископаемых источников энергии для своей энергетики. Каким образом?

Европа будет вводит углеродный налог, будет отслеживать углеродный след. Если ты что-то произвёл с энергией от угольных станций, соответственно, у вас были большие выбросы, большой углеродный след при производстве товара. Тогда, если вы хотите поставить его в Европу, прежде всего, вы заплатите углеродный налог. И это будет вас стимулировать переходить на возобновляемые источники энергии тоже с использованием водорода в качестве системы хранения для того, чтобы у вас этот углеродный след был меньше, и вы не платили никому налог.

Россию будут вынуждать и внутри переходить на водород. Но прежде всего для России это просто возможность экспорта водорода.

 

В Европе придумывают, как свои ущербные позиции превратить в конкурентные преимущества. А для тех, у кого было другое конкурентное преимущество, сделать его обременением. То есть они хотят изменить всю систему международной торговли.

 

Вот сейчас низкая себестоимость производство товаров может быть за счёт того, что вы сжигаете дешёвый уголь, получаете дешёвую энергию, из неё производите какие-то товары с низкой себестоимостью. И вы можете демпинговать в Европе цены среди таких же товаров с более высокой себестоимостью.

Например, в Китае шьют мягкие игрушки. Они делаются с помощью энергии угольных станций. И они выходят дешевле, чем когда вы энергию берёте от ветряков. А при системе, когда у вас есть углеродный налог, китайцы заплатят больше этого налога, а европейцы не будут платить его вообще. Соответственно, себестоимость китайских товаров будет выше, чем в Европе. То есть всё станет ровно наоборот.

То есть это и против России, и против других стран, где развита традиционная энергетика, основанная на ископаемом топливе. Но они просто так построить систему международной торговли, чтобы она была в их пользу». 

Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Автор: Ксения Роджерс

Источник: Журналистская правда, 15.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики