Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кошки-мышки на Балтике

Кошки-мышки на Балтике

"Северный поток-2", похоже, будет достроен, но дальше начнутся санкции

Буквально дня не проходит, чтобы в СМИ не появились сообщения о судьбе многострадального "Северного потока-2" в Балтийском море. То из консорциума строителей вышла фирма, которая занимается трубоукладкой, то из консорциума вышла страховая группа "Цюрих", то ушло судно с российской припиской, то оно, наоборот, пришло в немецкий порт и чего-то там ожидает. Посмотрите на позицию той же Германии, точнее её канцлера Ангелы Меркель и станет в общем-то понятен, не побоимся сказать, шизофренический настрой многих европейских политиков. По принципу – проект важен, выгоден для европейцев, это, с одной стороны. С другой – но это же русские! Они Крым забрали, они Навального мучают, у них с демократией там проблемы. Но газ-то – нужен!

Чтобы не утомлять читателя всеми подробностями по началу проекта и тем более его стройке, заметим, что его реализация началась примерно в 2016 году. По крайней мере именно тогда Выксунский металлургический завод и Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) начали отгрузку труб большого диаметра (1153 мм по внутреннему диаметру) продукции, которая пошла на "точку входа" в российскую Усть-Лугу на побережье Балтийского моря.

Укажем акционеров проекта "Nord Stream 2 AG" в первоначальном варианте: основным игроком, естественно, поначалу выступил "Газпром", топ-менеджерам которого удалось привлечь к участию солидные европейские компании, в числе которых были Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall, плюс ряд более мелких. Доля каждой компании никогда не раскрывалась, понятно, что все указанные компании являются мощными игроками на рынках поставок и перераспределения газа потребителям в Европе, отсюда и их интерес к проекту. Добавим, что к моменту начала реализации "Северного потока-2" его стоимость оценивалась в сумму около 9,5 млрд евро, с тех пор цена, естественно, увеличилась, а ряд акционеров вынуждены были выйти из проекта из-за угрозы американских санкций.

"Северный поток -2" (как и его собрат, который введен в эксплуатацию давно и успешно работает) – абсолютно выгодный инфраструктурный проект для России и европейцев, в чем последние, несмотря ни на какое давление, не устают признаваться. И таким образом из чисто экономического проекта с ясным и четким позиционированием он именно поэтому превратился в геополитический, администрация сначала Барака Обамы, затем Дональда Трампа, а теперь уже и вступающего в должность 20 января Джо Байдена видят в нем угрозу собственным (США, то есть) интересам в Европе.

Ну, все помнят эти заявления о "молекулах свободы", которые якобы содержатся в дорогом сжиженном газе для ЕС, который, мол, несмотря на цену, гораздо привлекательнее газа из глубин России. Само собой, в расколотой Европе немедленно нашлись страны, поддерживающие любую глупость и даже подлость, исходящую из Вашингтона – от Польши и Украины до балтийских республик, которые, кстати, в результате того, что Россия умело начала диверсифицировать и перебрасывать поставки углеводородов на собственные порты на Балтике, остаются… не у дел. Этим и объясняются все истошные крики последних лет по принципу "русские идут" или как на Украине – "агрессор" хочет ударить по независимому государству рублем (точнее – долларом), но европейцы этого не допустят!

Но в Европе всегда умели считать деньги, и не видеть взаимную выгоду от второй ветки "Северного потока" не могут. Из пяти стран (Россия, Германия, Швеция, Финляндия и Дания), по территории которых должен проходить газопровод, дольше всех под нажимом трамповской администрации "кочевряжилась" в общем-то миролюбивая Дания. То давала право на строительство, то снова находила какие-то изъяны и риски в экологической составляющей, но, в итоге, сегодня таких неувязок больше не существует. Не факт, кстати, что о чем-нибудь подобном датчане не вспомнят снова, но, повторимся, совместными усилиями России и ЕС на сегодня вроде бы вопрос "закрыт".

Здесь показательно отношение США ко всем такого рода "союзникам" в Европе, да и вообще в мире – Трамп, например, ничего лучше не придумал, как предложить правительству Дании… продать остров Гренландию, от чего потомки викингов вежливо отказались. Наверное, затаив обиду и злость от столь дерзких и неумных выходок американского президента…

Но – вернемся к потоку, тем более что финальный аккорд стройки запущен в итоге уже на рубеже 2020 и начала 2021 года. Повторимся, пересказывать подробно все коллизии – с выходом компаний из консорциума и т.д. – не имеет смысла. Так же как и комментировать все противоречивые заявления европейцев на сей счет, ограничимся простой констатацией – чиновники ЕС и прежде всего лидер Германии не раз и не два подтвердили уже, что "Северный поток-2" нужен, санкции против России будут, но дела это серьезно не меняет. Так что оставшаяся недостроенная часть участка до Германии в виде что-то около 100 км (из общей протяженности в 1234 км) все-таки будет достроена, вопрос лишь времени. И тут начинается самое интересное.

Накануне.RU поговорило о перспективах и новых проблемах для "Северного потока-2" с Игорем Юшковым, экспертом Финансового университета при Правительстве РФ, мы поинтересовались, как быстро может быть достроен и запущен газопровод и что еще может сделать администрация США для "торможения" проекта?

– Вы верно заметили, что несмотря на угрозы санкций буквально для всех участников, проект так или иначе выходит на финальную стадию. Проблемы есть и будут, мы видим, как под нажимом или просто из-за угроз санкций наши партнеры один за другим покидают проект. Но все равно все движется в сторону его завершения.

– И когда это может произойти?

– Сложно сказать, но, видимо, это все равно произойдет. В 2021 году или чуть позже, но так или иначе проект запустят.

– Хорошо, а администрация уже завтра вступающего в должность Байдена еще что-то может придумать?

– А вот интересный вопрос, мне кажется, что сегодня их усилия будут сконцентрированы даже не на препятствии стройке как таковой, они бросят силы на то, чтобы не дать ввести в эксплуатацию "Северный поток-2". Набор инструментов мы видим – санкции, давление, опасность для участников консорциума попасть уже под вторичные санкции и т.д. Если совсем упрощенно говорить – европейцам и другим участникам объясняют, что вы можете стать "токсичными" на рынке и с вами никто в дальнейшем не захочет иметь дел. Угроза, кстати, учитывая силу Минфина США и других американских структур, более чем реальна.

– Есть какой-то способ обойти эти препоны?

– Мы видим, как владельцы, например, тех же судов-трубоукладчиков пытаются это сделать. Условно говоря, "Академик Черский" может быть переписан на какое-нибудь ООО "Ромашка" в Самаре, чтобы не подставлять владельцев, еще что-то придумывают. То европейское судно "Фортуна" уходит из места работ, то возвращается, страховщики начинают покидать проект, но в России ищут способы страхования через наши внутренние структуры. В общем, идет такая возня, кошки-мышки.

– Основным интересантом в Европе выступает Германия и лично Меркель, мы правильно понимаем ситуацию?

– Сам газопровод интереснее скорее даже не Германии, а, скажем, Австрии, немцы как раз получили необходимое еще после постройки "Северного потока", который давно и успешно работает. А этот газопровод направлен на поставки в Австрию, Чехию и другие страны Центральной Европы, откуда уже европейцы и будут "растаскивать" согласованные объемы топлива. Таким образом, по идее, "Северный поток-2" должен стать третьим (!) магистральным газопроводом вместе со своим собратом и вместе с введенным еще во времена СССР газопроводом "Ямал - Европа".

– Давление американцев продолжится?

– Безусловно, но я уже назвал реализованные и запущенные в эксплуатацию проекты, так что нам не привыкать.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики